Крия йога— древняя практика йоги, знание о которой было утеряно в средние века и вновь обретено в XIX веке благодаря Бабаджи Махараджу. С его именем связано много чудес, в том числе и то, что он сумел преодолеть смерть. В 1861 году, в предгорьях Гималаев, Бабаджи явился йогу Лахири Махасайя. Он передал ему забытое учение крия йоги, велев распространить его по всему миру. Эта встреча описана в книге Парамахансы Йогананды «Автобиография йога» (1946).
Таким образом, Бабаджи, стал первым гуру в линии преемствнности крия йоги. Его ученик, Лахири Махасайя, передал знание своему старшему сыну Тинкори Лахири Махасайя, тот — своему сыну Сатьячаран Лахири Махасайя, а он, в свою очередь, — Шайлендре Шарме.
|
|
|
|
|
Шайлендра Шарма о практике крия йоги
Крия йога — это продвинутая практика, которая позволяет осознать собственную бессмертную сущность, находящуюся внутри каждого из нас. Она также дает возможность понять отношения между умом и телом и развить сознание.
Многие говорят, что крия йогу практикуют для познания Бога. Однако основная задача крия йоги заключается в том, чтобы познать самого себя и все свои возможности, чтобы пробудить разум, доведя его до сознательного бодрствующего состояния. Только после этого вы сможете начать понимать, как устроено Творение; и, возможно, даже сможете развиться настолько, что познаете Творца.
Теперь я дам краткое описание крия йоги. Я знаю огромное количество разных версий этой йоги со всего света, но буду рассказывать так, как этому учат в моей линии преемственности.
В крия йоге 11 основных ступеней.
На первом уровне выполняется 7 техник. Мы начинаем с поклона (пранам) гуру, после чего приступаем непосредственно к практике. Первые две техники — талабъя-крия и джихва-чалан -помогают развить язык и выполнить кхечари-мудру. После них выполняется техника, называемая манасик-пранаяма, в которой нужно определенным образом концентрироваться на спинномозговом канале. Затем следует швасахита-пранаяма и набхи-крия. После — йони-мудра, которая позволяет увидеть свою бессмертную сущность. Следующая за этим маха-мудра подготавливает тело к более продвинутым практикам крия йоги. Эти семь техник выполняются с соблюдением определенных пропорций. И, отмечу, они должны быть получены непосредственно от гуру.
После достижения кхечари-мудры последовательность выполнения техник меняется. В набхи-крие появляется определенная пранаяма и добавляются некоторые мудры. Это называется «первый уровень с кхечари-мудрой». Те, кто смог так далеко продвинуться, кто практикует с максимальным усердием и достаточно развивается, получают второй уровень практики. Он дается тремя этапами. Сначала дается вводная ознакомительная часть; во второй день — определенная мантра; и на третий день добавляются определенные движения головы и специальная пранаяма. Это второй уровень. И с этого мы начинаем открывать так называемый узел сердца — хридая грандхи бхеда. Телу потребуется некоторое время для того, чтобы привыкнуть к этой практике.
По мере того как ученик какое-то время практикует второй уровень, осваивает пранаямы в йони-мудре и набхи-крие, он достаточно продвигается для того, чтобы получить третий уровень — более мощный, еще более интенсивно развивающий ум. Переживания в йони-мудре на этом этапе становятся более глубокими и мистическими.
Когда тело уже тонко настроено, и нервная система достаточно сильна, дается четвертый уровень. Это очень сильная пранаяма, и только на то, чтобы почувствовать себя в ней комфортно, может понадобиться до двух лет практики. Телу необходимо дать возможность приспособиться к ней. Это самая сложная пранаяма, очень немногие идут дальше.
После этого — пятый уровень, который является подготовительным для шестого. Его выполнение также занимает значительное время. Мы называем его дхьяна-крия — крия для концентрации ума. С этого момента начинается более глубокая медитация, или концентрация. Ум становится все более утонченным, чувствительным и способным концентрироваться на чем угодно. Он приобретает возможность концентрироваться вне тела, и это позволяет осознанно выходить из него.
Когда пятый уровень выполнен полностью, приходит время обучаться очень сложной пранаяме, называемой «пранаяма шестого уровня». Она открывает узел ваджра нади, находящийся внутри Сушумны, что создает путь для поднятия кундалини. Говоря о ваджра нади, могу сказать, что я изучил почти все возможные системы, и нигде, кроме как в крия йоге, не нашел техник для непосредственной активации ваджра нади.
Когда эти техники освоены, на седьмом уровне дается очередная пранаяма для набхи-крии, которая позволяет сознательно покидать тело в момент смерти. Она развивает силу, позволяющую по собственной воле покидать тело; с ней возможно все, что бы вы не захотели.
Все вышеуказанные практики были связаны с хридая грантхи бхедой, с открытием сердечного узла.
Восьмой и девятый уровни предназначены для работы с рудра грантхи бхедой.
На этой стадии происходит обучение особой технике, которая называется омкар крия, а также финальному варианту йони-мудры. Это девятый уровень.
После этого дается определенная мантра и техника шамбхави-мудры, которая позволяет находиться в самадхи в часы бодрствования. Где бы вы ни находились, когда бы вы ни пожелали, вы всегда будете пребывать в состоянии самадхи.
Таково краткое вступление. Постепенно вы будете узнавать все больше и больше.
Красота и могущество крия йоги проявляется в том, что сразу после дикши вы начинаете видеть свою бессмертную сущность. Но видеть — это одно. А на то, чтобы подружиться и стать по-настоящему близким со своей Атмой, или душой, — на это нужно время. Мы видимся с кем-то, но это еще совсем не значит, что мы закадычные друзья. Для того чтобы подружиться со своей душой необходимо очень упорно практиковать. Чем дольше вы видите кого-то, тем ближе вы становитесь. Вам и вашей бессмертной сущности должно быть комфортно друг с другом — а это очень редкое явление.
Итак, это краткое описание позволит истинному искателю сформировать определенное понимание. Если вы посвящаете себя практике крия йоги, вы должны четко представлять, как далеко вам предстоит идти.