В: В некоторых религиях и различных книгах говорится, что сердце – вместилище души. Душа – у нас в сердце. Что вы на это скажете?
Ш: Верно. Прана живет в сердце. Сердце – ее центр, но она распределена по всему телу.
Сердце снабжает кровью все части человеческого тела. Сердце – вместилище праны. Здесь я замечу мимоходом, что прана – это также одно из имен Шивы. Даже мозг зависит от подпитки из сердца. Сам по себе он не может существовать. Ему всегда нужна поддержка сердца.
* * *
В: В книгах пишут, что когда Шива и Шакти соединяются, появляется прана и происходит сотворение мира.
Ш: Появляются прана и материя.
* * *
В Индии прана считается воздушным телом, состоящим из одного лишь воздуха, являющимся точной копией человеческого тела. Это тело будет пребывать в пустоте.
* * *
В вашем теле расположено вместилище праны. Прана непрерывна, бессмертна. Слово «прана» – обозначение души и духа. Она сохраняет весь опыт, накапливаемый в течение жизни, и на протяжении многих-многих жизней.
Прана – это дух. Также это одно из имен Шивы. Значит, когда мы практикуем пранаяму, с ней очень много связано. Ваша жизненная сила; сам Шива в качестве гуру; весь прошлый опыт, память – все. Управляя своим дыханием, вы управляете и всей этой информацией. Считается, что дыхание – материальный переносчик праны, несущий кармическую память вместе со всем пережитым опытом.
В: Значит, если прана – это фиксация всего нашего опыта, то со смертью человека уходит и она?
Ш: Она бессмертна. Все это фиксируется и в дыхании. Вы знаете о феномене «дыхания Цезаря»? Об этом написано в некоторых книгах по физике. В момент, когда Брут ударил Цезаря кинжалом, тот воскликнул: «И ты, Брут?» – и сделал последний выдох. В последнем выдохе содержалось достаточно молекул, чтобы за многие годы они распространились по всей поверхности Земли. И теперь при вдохе любого человека одна молекула из выдоха Цезаря вдыхается им и выдыхается. А ведь все молекулы сохраняют что-то вроде памяти, энергии, вибрации того или иного человека. Возьмите Индию, где аватары выполнили большую часть того, что им суждено было выполнить: Кришна, поднимая Говардханский холм, должно быть, дышал тяжелее, чем обычно. И вот мы живем в этой местности, вдыхая и выдыхая множество молекул, которыми дышал сам Кришна. Итак, молекулы воздуха, воды – все это носители праны. Все пять элементов – имейте это в виду – содержат память. Наша индивидуальная память хранится в пране, воспроизводится при помощи дыхания. Пока продолжается жизнь, эта информации может быть доступна нам, как только мы этого пожелаем. А жизнь бесконечна, она продолжается, даже когда гибнет физическое тело.
В: Даже если нет тела, карма продолжает накапливаться?
Ш: Конечно. Тело – лишь ее носитель, не более того. К тому же мы в Индии говорим о воздушном теле, Вайю Шари. Как оно развивается? Чем больше вы практикуете пранаяму, тем больше совершенствуетесь в задержке дыхания различными способами. Таким образом, воздух задерживается и концентрируется в теле, принимая его форму. Вот почему так важно завершить работу с Нади – тогда воздух, дыхание сможет проникнуть в любой уголок тела, и таким образом, образуется совершенное воздушное тело. Покинув свое тело, вы также сможете проникать в любое другое – через дыхание. Дыхание – повсюду, и в то же время оно индивидуально. Так что Хридайя – то есть сердце – очень сложное понятие. Нельзя вот так просто вообразить: это – мое сердце. Сердце – носитель праны. Когда йоги входят в Самадхи, останавливается их сердце, их дыхание – все останавливается, а Хридайя продолжает действовать даже тогда. Сердце всегда останется внутри нас, даже если исчезло физическое тело.
В: И благодаря йогической практике центр праны перемещается в мозг?
Ш: Да, когда раскрывается Сушумна, мозг просыпается и становится вашим сердцем.
В: Верно ли, что воздушное тело служит основой, на которой формируется новое тело из молекул физического мира?
Ш: Да, почему бы нет? Если в этом есть необходимость, можно так сделать. Надо всегда помнить, что воздушное тело гораздо мощнее физического. Если оно сформировалось в результате продолжительной практики йоги, то способно творить любые чудеса. Воздух повсюду. И воздух означает не только кислород – любой газ является частью воздуха.
За время нашей короткой жизни мы можем научиться контролировать дыхание лишь до определенного, незначительного уровня. Но и этого уже достаточно, чтобы осознать столько вещей. Это – основа нашего знания. Нет дыхания – нет жизни, жизнь напрямую зависит от дыхания.
Когда мы выходим за пределы трех элементов: земли, воды и огня, остается лишь воздух и эфир. Это что-то вроде сверхтела: можно быть повсюду одновременно.
В: Но и такое тело должно впитывать и накапливать карму?
Ш: То, что вы практикуете – искусство, позволяющее быть вне воздействия кармы. Это само по себе является такой сильной кармой, что смывает любую другую карму. Пока язык находится в положении кхечари-мудры, никакая карма не затронет вас. Вот почему высшие практики преподаются только после выполнения кхечари-мудры, когда вы вырвались за пределы кармы. Если оставаться под влиянием кармы, то не играет роли, что вы практикуете – практика всегда будет оставаться незавершенной. Побочный опыт высшего порядка или физический опыт не будет вами пережит.
* * *
Скоро вы поймете всю важность пранаямы. «Вайю Шарир» – тело из воздуха. Чем больше пранаям вы будете выполнять, тем плотнее будет становится это тело. Потом оно обретет силу. Человек, не выполнявший пранаяму, будет выглядеть уродливым, пугающим призраком. Поскольку он не выполнял пранаяму, его воздушное тело несовершенно. А при практике йоги, выполнении кумбхаков и различных видов пранаямы воздушное тело становится цельным, крепким и мощным.
В: А есть ли и у него источник существования, может оно со временем погибнуть?
Ш: Пока существует элемент воздуха, оно не умрет.
В: И оно может переродиться вновь?
Ш: Да, почему бы нет.
В: Но оно утрачивает свою личность, вся память будет стерта.
Ш: Если речь идет о теле йога, то оно не утратит идентификации.
* * *
Я увидел здесь духов, медитирующих и распевающих какие-то собственные мантры. Меня это удивило – раньше я о таком не знал. Прямо возле моего дома три или четыре духа постоянно выполняли какой-то ритуал. Вон там я видел сидящим покойного дядю моего адвоката. Таким образом, если в ходе своего физического существования вы имеете знающего гуру и всецело отдаетесь практике, то это все сохранится у вас и после смерти. В том мире условия для таких занятий благоприятнее – не нужно делать перерывы, не нужно принимать пищу – можно практиковать непрерывно. А находясь в физическом теле, мы ко многому вынуждены приспосабливаться.
* * *
В: Вы говорили нам о духе, обитающем в отчаянии на могиле из-за того, что тело не было кремировано должным образом, и не было подобающих ритуалов. А что еще может здесь помочь помимо кремации? Помогает ли в этом практика?
Ш: Видите ли, если в ходе практики вы достигнете уровня, на котором сможете покидать свое тело, то, с йогической точки зрения, вы уже становитесь навсегда освобождены. Привязанность к физическому телу исчезает.