Шайлендра: Как-то раз один селянин отправился в город. В дороге с ним произошло несчастье: он лишился носа. Став безносым, он не смог устроиться на работу, ничего не заработал. Тогда он решил нарядился в платье кирпично-красного цвета – как у свами – и так отправиться назад к себе в деревню. Увидев его лицо, все селяне стали смеяться. Он сказал: «Чего смеетесь, глупцы? Это цена за то, что я видел Бога в лицо». Некоторым крестьянам стало интересно. Они считали себя большими почитателями Бога, поэтому стали просить: «Покажи Бога и нам!» Тот человек ответил: «Хорошо, но за это я должен буду отрезать вам носы». Один крестьянин вышел вперед: «Я хочу увидеть Бога – и отдам за это свой нос».
Безносый отвел его в укромное место, переодел в такую же одежду — как у свами. А затем острым ножом отрезал нос.
Крестьянин завопил, а потом сказал: «Я не вижу Бога». Тот ответил: «Да, но если ты скажешь это остальным, то станешь посмешищем всей деревни. А поэтому предлагаю тебе следующее: возвратись, танцуя и приговаривая, что увидел Бога – и тебя начнут почитать».
Крестьянин так и сделал. Все селяне простирались перед ним по земле, как перед посланцем Божьим. И так вышло, что после этого все жители деревни один за другим лишились носов.
Через некоторое время деревня стала считаться священной, туда стали приезжать туристы, чтобы посмотреть на безносых людей.
Именно так я отношусь к отречению. Когда нельзя ни вернуться обратно в общество, ни признать, что тебя обманули, – это и есть отречение.
Вряд ли вы когда-нибудь слышали, чтобы я призывал к отречению. Следования пяти обетам вполне достаточно.
Ученик: Это неким образом связано с ненасилием. Мне кажется, что отрекаясь от чего-то желаемого, мы совершаем насилие над собственным разумом. Если разум настолько развит, что в нем отсутствует само желание – только тогда и возможно отречение.
Шайлендра: Думаю, свои желания надо понять во всей их цельности. Только тогда можно выйти за их пределы. Если не разобраться в них, они так и будут вас мучить – сколько ни отрекайся, они будут постоянно напоминать о себе.