Я основал свою академию йоги в 93 на Шива-ратри. Она была официально зарегистрирована, и на каждый Шива-ратри отовсюду приезжали мои ученики, и мы праздновали. Мы постились и делали пуджу, практиковали тысячу пранайям. В 1998 я узнал, что поскольку этот праздник называется «Шива-ратри», то есть «ночь Шивы», мы должны не спать всю ночь, и совершать что-нибудь во имя Шивы. Поэтому я позвал пять священников из моего родного города, и в этой комнате мне установили вот этот большой лингам. Всю ночь мы делали абхисек. Собралось много учеников, и абхисек шел без пауз. Абхисек – это когда постоянно льют молоко, и при этом священники читают мантры. Потом почти в полночь я услышал глубокий обволакивающий голос: «Иди к красному Самадхи – оно тогда было окрашено красным – проведи ритуал и очисти землю!» (этот ритуал называется Бхуми Пуджа). И я взял с собой двух священников и пошел туда. Выглядело это место ужасно. Там было так страшно, что никто не ходил туда даже днем. Итак, я пошел туда в полночь. Пандиты очень волновались, но я заставил их совершить там пуджу – и через 20 минут мы вернулись обратно. Потом утром, когда мы уже заканчивали празднество, я снова услышал тот же голос, и это место появилось перед моим внутренним взором. Голос сказал: «Я давно жду тебя! Теперь я хочу жить с тобой! Пришли кого-нибудь меня забрать, и я останусь с тобой». Я немедленно приказал начать поиски в том месте. Я объяснил, что это за место: «Ищите – и найдите Шива-лингам», поиски шли весь следующий день после Шива-ратри, но так ничего и не было найдено. Но на следующий день – где-то в 10:30 утра – два моих ученика нашли его; принесли его сюда. Мы взвесили его – он весил 39 килограмм – и очистили его. Моя сестра сказала установить его у меня в спальне.
У меня не было денег на ремонт, но внезапно деньги появились. Мы привели в порядок то Самадхи и, по-моему, 26 июня установили Шива-лингам именно в том месте, где кремировали раджу более века назад.
* * *
Когда я нашел Шива-лингам, я не знал, как совершать пуджу. Тогда я еще ни разу в жизни не делал этого. Честно говоря, мне было просто лень этим заниматься. Поэтому я передал все заботы о Шива-лингаме Махатмаджи. Сам я заходил в храм лишь изредка, чтобы сделать свой пранам. Но вскоре у Махатмаджи случился очень сильный жар. Другие люди, которые приходили в храм и трогали Шива-лингам, тоже начинали болеть. Их рвало.
Затем, через две недели, я вновь услышал тот же самый голос, который говорил со мной, когда я искал Шива-лингам: «Я пришел только к тебе. Иди в Пашупатинатх и узнай у старого брамина, как следует почитать меня». Я тут же поехал туда и отыскал брамина. «Во-первых, – сказал он, – ты должен надеть красные одежды». Я не мог понять, почему именно красный цвет: он ассоциировался у меня с тантрой. И тогда он дал мне замечательный ответ: «Считается, что если индийская девушка выходит замуж, она получает в мужья самого бога. Чтобы продемонстрировать свое везение, она надевает красное платье. Ты нашел Шива-лингам, природный камень, — значит ты удачлив. А потому — одевайся в красное!» Затем он рассказал мне, как совершать подобную пуджу.
Через 2-3 месяца после возвращения из Непала я узнал, что старый брамин умер. Умер и Раджа (Непала). Это было в 1998 г. После праздника Дивали я стал совершать Шива пуджу по всем правилам древнего ритуала.
Глава храма Искон был поражен: он просто не мог поверить в то, что я нашел природный Шива-лингам и, уж тем более, что я установил его точно на месте кремации раджи. Он сказал мне, что тот, кто установит Шива-лингам на месте кремации, должен погибнуть в течение суток. Одна из моих собак, действительно, умерла как раз в тот момент, когда мы устанавливали Шива-лингам.
* * *
Поначалу я чувствовал себя странно, надевая красное, но сейчас мне это нравится. Думаю, этот цвет подходит мне и во время пуджи. Я хорошо в нем выгляжу.
Красный ассоциировался у меня с Тантрой, но ведь он ассоциируется и с обретением Бога, с тем, что тебе повезло больше, чем другим. Видите ли, многие из тех, кто мнит себя одухотворенным, носят белое. А ведь вдовы в Индии тоже носят белое – потерявшие мужей. Значит, эти люди утратили Бога. Лучше будем похожи на вышедших замуж, которые носят красное.
* * *
Впервые в истории этой области – святого места поклонения Вишну и Кришне – на святой горе нашли природный лингам. Так что, возможно, это начало великих перемен. Я уже наблюдаю, как все здесь начинает меняться.
* * *
Есть традиционная легенда о том, что когда-нибудь здесь найдут Шива-лингам и установят его на Шмашане на чите – точном месте, где происходит кремация.
* * *
Среди местных жителей бытует еще одно поверье, которое очень повышает мою самооценку. Говорят, что некогда один Риши проклял бога холма Говардхан и тот стал уходить под землю по одному миллиметру в день. Рассказывают также, что после того, как раджа умрет и будет кремирован в Говардхане, в следующей жизни он родится йогом. Этот йог отыщет Шива-лингам, установит его на месте кремации и станет его почитать. И вот тогда проклятие спадет, и холм в Говардхане перестанет опускаться. Я нашел Шива-лингам, установил его на месте кремации раджи и почитаю его — и холм действительно перестал опускаться. Существует портрет Раджи Джасвант Сингха – говорят, я очень похож на него. Только он с бородой и усами.
* * *
В Индии считается, что природные лингамы образуются там, где Шива появляется лично. Это единственный критерий – если находите лингам, значит, Шива тут был…
* * *
Некоторым камням поклоняются потому, что они — часть Говардхана. Можно просто положить здесь камень, покрыть его красной краской и он становится камнем Ханумана или Бхайрава или кого-то еще. Это признают по всей Индии. Всякий может это сделать, чтобы, например, помолиться о богатстве — это очень просто.
Но природные Шива-лингамы находят очень редко.
Вообще-то слово «лингам» привело к заблуждению о том, что это — фаллический символ. Но грамматически Шива-лингам, напротив, женского рода. И сам Шива-лингам не олицетворяет ни мужское, ни женское, ни бесполое. Он выше этих трёх категорий. Это символ Шивы.
Еще одна деталь: бессмертное внутреннее существо человека также называют Шивой. Поэтому Шива-лингам также олицетворяет нашу внутреннюю бессмертную сущность.
* * *
В: Гуруджи, у меня есть один Шива-лингам. Посоветуйте – где его лучше установить, ему можно поклоняться каждый день?
Ш: Если вы его установите, вам придется за ним ухаживать – лучше не делайте этого. Это очень строгая дисциплина. Не делайте этого.
В: Но вы можете дать мне надлежащие инструкции.
Ш: Даже если вы сделаете его святым, вам придется жить рядом с ним все время. Если вы постоянно будете в разъездах, кто будет за ним ухаживать? Это не шутки, не игра. Это очень серьезно. Это может сломать человека. Если вы установите Шива-лингам, и у вас в пудже будет ошибка, эффект проявится сразу же – так что не делайте этого.
В: Иногда люди делают коллекции лингамов из разных мест.
Ш: В одном месте лучше держать только один лингам. Иначе их энергии столкнутся, и вам придется иметь дело с самыми разнообразными проблемами.
В: Я видела, как в Варанаси множество лингамов стоят близко друг к другу.
Ш: Вот потому-то в Варанаси одни проблемы, это безумный город. Так что это не рекомендуется. В Ориссе в Бхуванешваре стоят 99.999 лингамов, и это самый бедный штат в Индии, и там всегда либо голод, либо неурожай. И бизнес там не идет. Это самый неблагополучный штат в Индии – и все потому, что там стоят вместе 99.999 лингамов.
Если вы сможете ему поклоняться, как это действительно следует делать – устанавливайте. Только для поклонения, а не для того, чтобы показывать гостям. Поначалу я тоже всего этого не знал, но потом я нашел этот Шива-лингам, и мне поневоле пришлось выучить, что можно делать, а чего нельзя.
А в Раджастане вы видите обратный случай: в одной области может быть только один Шива-лингам. Там на много миль вокруг нет никакого другого храма, и это самая богатая область, которую я видел. Это королевская земля, кругом одни дворцы. В той области все миллиардеры. Один лингам может многое изменить. А больше, чем один – сами видите, как он может вас разорить.
Если пуджи слишком много – это нехорошо. Сначала научитесь ее делать правильно, а потом делайте. Но не думайте, что вы сможете делать ее, когда вам заблагорассудится, и это даст вам должный результат. Каждому божеству следует поклоняться определенным образом, и вам нужно соблюдать это правило.
Британцы когда-то правили Индией, и для своих музеев они понатаскали множество фигур разных богов, взятых из храмов – и просто поставили их в музеи. Вы знаете, что случилось с британцами – они потеряли свою империю. Когда-то они были империей, над которой никогда не заходит солнце – теперь оно заходит каждый день. Так что это очень опасные вещи.
* * *
Возможно, Шива с самого начала смотрит на меня. Он одновременно является и нашим семейным божеством. То есть, ему поклонялись многие поколения нашей семьи. Никто не проводил никаких церемоний. Моя семья – семья воинов. Большинство предков были офицерами, и как-то мои предки ненадолго стали раджами. Их разгромили англичане, и наша семья утратила трон. Но это уже другая история.
* * *
Мой семейный Бог — Шива. У многих семейным Богом является Бхайрава, у других — Шакти или Вишну. В Индии иметь семейное божество — часть традиции.
* * *
В: Гуруджи, следует ли каждому, кто достиг Самадхи, совершать пуджу – или нет?
Ш: Необязательно. Разве только если Бог начнет общаться с ним – тогда такому человеку необходимо участие в пудже.
* * *
В: Значит, это Ваш способ общения с Богом?
Ш: Это он общается со мной. Он начал общение. Я услышал голос, говоривший, где найти Шива-линг. Затем я снова услышал голос, приказавший мне отправиться в Пашупатинатх и научиться обряду там. Он общается со мной. И я счастлив заявить, что когда на меня обрушились трудности, мой Бог явился и был рядом, помогая их преодолеть. Это придает мощную веру.
* * *
Большинство йогов интересует в первую очередь их бессмертная душа. А явится мне Бог или нет – это зависит от его собственной воли. Хотя обычно Бог является.
* * *
Я думаю, нам следует расширить свое сознание и подняться над представлениями о различных богах и различных способах им поклоняться. Нам следует познать бессмертные сущности внутри нас. Каждый бог стремится завладеть ими. Используй то бессмертное, что есть в тебе. Будь с ним в согласии.
* * *
Шива — это первый гуру йоги. Так что поклонение Шиве в некотором роде похоже на служение своему гуру.
* * *
Все боги хотят, чтобы у них было как можно больше приверженцев – чтобы богам ощущать себя богами. Йоги никогда не будут никому поклоняться – разве что Шиве. Ведь Шива — это первый гуру, а большинство йогов почитает своих гуру. Все остальные боги им не важны.
Если вы чувствуете в своем сердце особую привязанность к кому-либо, вы станете его приверженцем. Но все религии вначале говорят об аде, и уже после показывают вам способ, как его можно избежать. Такое почитание основано на страхе, а потому не может быть истинным.
* * *
В: Некоторые люди являются одновременно и учениками крия йоги и шиваитами. Это делает их ближе к Шиве?
Ш: Последователь какой-либо религии всегда останется лишь последователем; ученик ближе к истине. Что касается шиваизма – он не имеет отношения к йоге, это просто другая разновидность поклонения Шиве.
В: А когда Вы только начали искать свой путь, Вы хотели прийти к Шиве?
Ш: Нет, я стремился только к йоге. А именно, к крия йоге. Я не учу шиваизму. Но т. к. Шива был первым гуру, то йога и Шива оказываются нераздельно связаны.
* * *
Как-то один американец задал мне глупый вопрос: «Если Вы достигли реализации, к чему Вам поклоняться Шиве и Бабаджи?» «Чтобы не впасть в гордыню», – ответил я. Совершение ежедневной пуджи напоминает мне о том, что в этом мире есть кто-то значительно выше меня.
* * *
Я выучил эту пуджу, потому что Шива считается первым Гуру йоги. Он подарил Йогу человечеству, так что, в каком-то смысле, я служу этому Гуру. И есть еще один момент. Когда вы восславляете первого Гуру, ваше эго держится в рамках, и это очень важно – иначе есть опасность, что, добившись определенных результатов в Крия йоге, вы возгордитесь, и решите, что вы и есть Бог. А если следуете этой дисциплине, эго остается под контролем. Вы смиренны.
* * *
Я считаю, что для гуру больше необходима дисциплина, чем ученику. Дело в том, что эго – очень простая вещь, и оно может создать немало трудностей, если человек еще не дисциплинирован. Гуру должен быть дисциплинированным.
Поклоняясь какому-нибудь богу или гуру, вы усмиряете себя. Вы всегда ощущаете, что есть некие силы, стоящие выше их и глядящие на вас.
Когда множество людей тянутся к вам, готовы вам служить – легко возомнить себя всемогущим, величайшим из людей. Обязанность гуру – соблюдать более строгую духовную дисциплину, чем его ученики. Тогда все будет нормально.
* * *
В: Шива продолжает развиваться как йог?
Ш: Я уверен в этом. Ведь его всегда изображают сидящем в позе лотоса или в сиддхасане, пребывающим в самадхи. Он никогда не бывает празден. Однажды кто-то спросил меня: «Шива постоянно медитирует. Интересно, о чем?» «Он думает о тех, кто думает о нем», — ответил я. Чем больше людей будет думать о Шиве, тем больше он будет думать о них. Именно поэтому он пребывает в вечной медитации и самадхи.