Я живу на смашане почти 16 лет и выполняю садхану. Можно назвать ее смашан-садханой. Существует множество хороших вариантов практики. Многие тантрики и черные маги выполняют ее в силу определенных причин, но йоги живут в смашанах с другой целью.

* * *

Я изучал, чем на смашане занимаются люди. Вокруг этого ходит столько легенд! Чистое саттвическое поклонение на смашане практически невозможно. Я ни разу не слышал, чтобы кто-нибудь выполнял это. Большинство агхори, которые заявляют, что живут на смашане, только и делают, что пьют, курят и едят сырое мясо разных животных и даже человека. Я никогда в жизни не курил и не пробовал алкоголь, я питаюсь исключительно вегетарианской пищей — и при этом живу на смашане! А это считается невероятно сложным делом, ведь никто не может оставаться верным саттве, живя на смашане.

В: А те люди — настоящие агхори?

Ш: Это неизвестно — просто их считают таковыми.

* * *

Для большинства жизнь на смашане невозможна. Всегда что-то происходит. Либо в вас вселится дух, либо несчастный случай произойдет.

В: Тантрики обычны приходят для какой-либо практики.

Ш: И большинство из них – половина – сходят с ума. Случается что-нибудь нехорошее. Ну, они приходят и уходят.

* * *

Интересно, если задуматься – меня причисляют к Агхори – Агхори обычно живет в местах кремации. А еще «агхора» означает «приятный внешний вид» — и я выгляжу недурно. Но если уж считать меня Агхори, то я буду единственным в своем роде: никогда не пью, не курю, абсолютный вегетарианец. И поклоняюсь Шиве как раз в месте кремации, на самой вершине.

* * *

В: Но при этом Вы не делаете того, что совершают агхори.

Ш: Нет. На самом деле, никто не знает до конца, что же они делают. В Индии найдется всего 5-6 настоящих агхори. Большинство из так называемых агхори — это просто черные маги.

Агхора — это пятое, самое красивое, лицо Шивы, обитающее в месте для кремации. Агхори — это человек, посвятивший себя этой стороне Бога. Чтобы быть ближе к Шиве, агхори также живет в месте для кремации. Я тоже делаю это. Так что меня можно причислить к Агхори. Я являюсь потомственным гуру, пятым по счету. И я поклоняюсь пятому, самому прекрасному, лицу Шивы. Но я не выполняю ритуалы агхори.

* * *

В: А агхори практикуют сидение на трупах?

Ш: Есть такие Тантры. В них описывается, что если вы сядете определенным образом на труп девушки или юноши с определенными отметками и прочитаете определенную мантру, перед вами появится некая богиня и одарит вас своей милостью.

В: Вы говорите об Агхори?

Ш: Я говорю о тантриках, чернокнижниках. Я мало встречал настоящих Агхори, хотя большинство чернокнижников называют себя Агхори. Они хотят завладеть душой, чтобы оказывать влияние на остальных. Настоящих Агхори трудно найти.

В: Все тантрики занимаются черной магией?

Ш: Они пришли к нам из до-ведической эры. Очень давно. Вообще-то они не чернокнижники и не добрые волшебники. Это просто техника, которую может освоить каждый желающий.

* * *

В: Почему агхори используют наркотики?

Ш: Я думаю, что об агхори есть очень много заблуждений. Так много черных магов ведут себя как агхори — в народе говорят, что они посещают места кремации, смашаны, где, ради власти над определенными духами, проводят определенные ритуалы, используя алкоголь и мясо, так как эти вещи привлекают духов. Они и сами пьют алкоголь, чтобы дух вступил с ними в прямой контакт. Но что касается настоящих агхори — даже если я скажу, что во всем мире их не более шести, это будет очень оптимистичное предположение. Настоящие агхори живут на смашанах, чтобы быть ближе к Шиве и Шакти, потому что Смашан считается домом Шивы и Шакти. Само же слово «агхора» означает «чистая красота». Если встретишь очень неряшливого человека, утверждающего, что он — агхори, не верь ему. Истинные агхори будут почитать Шиву и Шакти и вести очень чистую жизнь. Значит, любой, кто поступает иначе — не настоящий агхори. Ведь, опять же, Вималананда причислял себя к агхори, но он не жил на смашане постоянно. Если бы он был агхори, тогда бы он не покидал смашан. Это говорит мне только о том, что он хотел заполучить власть над определенными видами сиддхи, чтобы потом использовать их для влияния на людей за пределами смашана — вот, к чему он в конечном итоге стремился.

В: Телесное опьянение не помогает развитию?

Ш: Можно сказать, что йога — прелюдия к становлению на путь агхори, а йога запрещает принимать что-либо, что сможет напрямую действовать на разум. Если будешь пить, это скажется на твоем разуме и твои способности принимать решения и понимать суть вещей исчезнут. Единственное, что ты получишь — какой-то опыт того, что происходит, когда ты пьян, вот и всё. Ничего кроме этого не произойдет, и, кроме того, потребуется какое-то время, чтобы твое тело и твое сознание оправились от последствий. Придется преодолеть множество трудностей, только чтобы избавиться от этой привычки. Так что, в конечном счете, это вредит тебе, и особенно твоему разуму. А если ты стремишься к знанию, чтобы заслужить благодать Шивы и Шакти, нужно обладать необычайно развитым и чистым разумом. Когда ты выпьешь, твой разум помутится. Известно, что высокопрофессиональные люди никогда не пьют и не курят. Я говорю о морских офицерах и тех, кто занимается боевыми искусствами, — они никогда не пьют и не курят.

Возможно, разум агхори слишком активен, и, когда у него нет стимула для деятельности, приходится успокаивать его с помощью алкоголя. Но это — совсем другой случай. Я говорю только за себя, но я живу на смашане почти 16 лет, и я никогда не употреблял алкогольных напитков.

Гиперактивному разуму нужно чем-то себя занять. Когда ему нечем заняться, ему требуется алкоголь, чтобы расслабиться.

* * *

Шакти — это голод в тебе. Голод! Шакти — это желание в тебе. Шакти — это милосердие в тебе. Все эти вещи — игра Шакти. Это голод. Она сама по себе есть голод. Чистая Шакти — чистое сознание. Именно для этого мы и занимаемся йогой — чтобы познать чистое сознание.

В: Шакти — это сила. Голод это не сила.

Ш: Голод сам по себе — это сила. Я поглощаю пищу благодаря Шакти внутри меня. Она вездесуща. Она проявляется в пищеварении, во всем остальном. Но мы выражаем ее особым способом, не через еду или секс. Вот почему человек никогда не творит на сытый желудок. В тебе должен быть какой-то голод, только тогда ты будешь к чему-то стремиться. Да, мы называем все виды стремления голодом. Денежный голод, обычный голод, сексуальный голод. Если кто-то говорит, что пьет спиртное, но в то же время остается агхори, никогда не верь ему!

В: Но сома — это тоже в своем роде наркотик?

Ш: Нет! Сома — это символическое поглощение мяса после кхечари-мудры. Когда что-то покидает твой разум, когда твой язык внутри, это дух. Его также называют сомой. Установление связи между праной и апаной в самом себе происходит во время секса, а мудра — когда сидишь в воде. Все пять чувств, которые агхори используют внешне, символически направлены внутрь. Луну также называют сомой.

* * *

Даже выполнение кхечари-мудры иногда образно описывают, как поедание говядины. Очень много вещей описывают символически. Я могу шесть часов читать вам лекцию обо всех этих символах, но какой в этом толк?

* * *

Если бы алкоголь был так важен для агхори, агхори стал бы каждый пьяница.

В: Но они контролируют свою потребность в алкоголе. Они контролируют пристрастие к наркотикам. Они не находятся под влиянием алкоголя и наркотиков, они могут его контролировать.

Ш: Невозможно! Большинство людей пьют, едят мясо, занимаются сексом — и при этом говорят о духах и Боге. Что это значит? Что все они — агхори? Каждый говорит, что держит ситуацию под контролем. Каждый утверждает это. Но это только плод воображения! В точности говоря, они ничего не контролируют. Что ты почувствуешь, когда кто-то станет обмазываться экскрементами, поедать их, затем подойдет к тебе и скажет: «Я — самый чистый человек в мире!» или «Это прекрасно!». Ты просто примешь его за сумасшедшего! Только сумасшедшим нравится дерьмо! Если бы Бог хотел, чтобы мы ели это, у нас был бы задний проход вместо рта и ягодицы вместо лица! Ему лучше, чем агхори, известно, что следует есть. Бог создал рот для того, чтобы есть, а зад — для того, чтобы…

В: Но, получается, вы думаете, что Бог присутствует только в прекрасном, но не в отвратительных вещах?

Ш: Скажи мне: если Бог создал Сатану, дьявола — значит, по-твоему, Он и в дьяволе? Почему тогда Богу не нравится дьявол? Бог создал всё разнообразие вещей, чтобы научить нас видеть отличия между ними, чтобы мы могли научиться, мы могли различать, могли размышлять — вот в чём смысл многочисленных контрастов, которые мы встречаем в жизни.

Фекалии и моча — лучшие удобрения! Когда их определенным образом приготовить, и затем удобрять ими землю на своем участке, урожай будет очень хорош. Значит, Бог создал эти вещи чтобы их использовали другим путем, а не потребляли в пищу непосредственно. Наши разум и сознание мы тоже должны использовать, но это не значит, что нужно их есть! Да, все потребляют в пищу то, что выращено с помощью отбросов. Но агхори знают, как сделать это чем-то прекрасным. Я могу сказать, что я и сам ем отбросы — но после того, как превратил их во что-то более прекрасное! А тот, кому не хватает ума, станет есть отбросы сами по себе.

Шива очень строг. Если на смашане пытается поселится кто-то, кто ему не нравится, он отдаст его на милость некоторых очень злых духов, и этот человек начнет есть фекалии и пить мочу, он потеряет способность к очищению и сойдет с ума. Это будет значить, что он отдалится от Шивы. Шива немилостив к нему, потому он и посылает ему такие наказания.

* * *

В: Прочитав книги Свободы, многие говорят, что это помогает достичь самадхи быстрее, чем просто занятия йогой, что Агхора — более мощная практика.

Ш: Только если найдешь настоящего агхори, и он согласится учить тебя. Но всё равно придется заниматься йогой, какой бы практики ты не придерживался. Если йог станет агхори, он будет самым могущественным агхори в мире. А жить возле смашана, при этом оставаясь чистым, не употребляя в пищу мяса или трупов и других продуктов, запретных для йога — я думаю, это очень сложная практика. Это почти невозможно — жить на смашане. Еще труднее — оставаться чистым, обитая там. Те, кого отвергает Шива, начинают есть трупы, отбросы и прочее. А для агхори предпочтительно жить на смашане, чтобы быть ближе к Шиве и Шакти, потому как смашан считается их домом. Догадываюсь, что мне в этом смысле повезло: я йог, я даже не агхори, но я живу на смашане. Может, потому что Шива позволил это. Нужно соблюдать великую чистоту, если хочешь быть в милости у Шивы. Только его благоволение поможет человеку остаться чистым на смашане. Так что я очень рад, что мне это удается. Я никогда не курил марихуану. Я никогда не пробовал вина. Я полностью вегетарианец. И при этом я живу на смашане. И это — особенный смашан, где никогда не кремировали обычных людей.

И если сосчитать, сколько агхори в Индии или по всему миру, я думаю, даже если предположить, что пять или шесть — это будет слишком оптимистично. Они очень редки. Я имею в виду настоящих агхори. Они — очень могущественные существа и очень чистые. И я уверен, что они все красивы. Я пока что видел лишь одного.

Он был другом моего гуру. В 1985 году я был в гостях у моего гуру. Это была последняя неделя ноября или первая неделя декабря. И он сказал мне: «Один из моих друзей, высоко поднявшийся по пути агхори, погрузился в свою последнюю медитацию». Он был очень стар, ему тогда было почти девяносто лет. Но у него был красивый цвет кожи, он был гладко выбрит и выглядел хорошо. В его присутствии не чувствовалось никакой скверны. Он сидел на крыше одного из домов на берегу Ганга. Мне дали в провожатые мальчика, чтобы он привел меня к нему. Поскольку я назвал имя моего гуру, мне разрешили войти. Вообще же к нему никого не пускали, потому что он был погружен в свою заключительную медитацию.

Я вошел и поприветствовал его. Тогда я был еще молод — уже гуру, но еще неопытный. Я ждал, как мой гуру велел мне: «Жди. Не говори ничего и не мешай ему». Полчаса, которые показались мне вечностью, я сидел возле человека, который был где-то далеко. Он смотрел в сторону Ганга немигающими глазами. Но через полчаса он спросил: «Кто ты?». Я тут же назвал имя своего гуру. «Я его ученик и тоже иду по пути йога. Пожалуйста, дай мне свое благословение и, если посчитаешь нужным, пожалуйста, скажи мне что-нибудь вдохновляющее». Он снова погрузился в тишину. Прошло, может быть, пятнадцать или двадцать минут. Затем он рассказал мне историю о том, как жил где-то на смашане и его посетило желание встретиться с Парашурамой лицом к лицу. Агхори считают Парашураму своим гуру. Он рассказал своему гуру об этом желании и тот дал ему одну мантру, которую знаю и я, кроме того, нужно было проводить на смашане один ритуал в течении сорока дней. И он сказал: «На сороковой день он явился мне. А когда он исчез, на земле появилось изображение Шри-Янтры, нарисованное красным». Именно тогда я впервые услышал о Шри-Янтре. Потом он снова замолчал. И эта пауза показалась мне очень долгой, я подумал: «Теперь уже он ничего не скажет», — и уже собирался уходить. Но вдруг он сказал, совершенно неожиданно: «Вот увидишь: придет день, когда Советского Союза не станет. И некоторое время спустя Соединенные Штаты тоже уже не будут соединенными. Теперь иди». Эти речи показались мне совершенно неуместными — меня не беспокоило будущее Советского Союза или Соединенных Штатов. Он просто сказал это ни с того ни с сего. Я возвращался от него удивленный. На другой день его нашли мертвым всё в той же позе, с лицом, обращенным к Гангу, и похоронили его в реке.

Те слова оказались его последними. Никто больше не подходил к нему, и он больше ни с кем не разговаривал. Может быть, я удостоился его благословения, потому что после этого я начал читать о Шри-Янтре и у меня появилось много новых интересов. Я стал больше интересоваться жизнью Парашурамы, Даттатрейи и многими другими вещами. Я имею в виду, что я начал заниматься исследованиями. В 1985 никто даже представить себе не мог, что Советский Союз способен так просто исчезнуть. Но через пять-шесть лет я стал свидетелем этого. Итак, половина его пророчества, или что бы это ни было, сбылась. Я уверен, что вскорости США точно так же внезапно распадутся. Но всё равно остается загадкой — почему он сказал это мне? Агхори могут видеть будущее. Они очень могущественные и мудрые существа.

То был единственный агхори, встреченный мною — я провел с ним, может быть, не больше часа. И его вибрации были необычайно сильны. Я ожидал, что увижу отталкивающего старика, но он выглядел очень ухоженно. Гладко выбритый, красивый пожилой человек со здоровым цветом лица. Кроме того, он был одет: на голове — шерстяная шапка, закутан в шаль и даже в носках.

В: И вы были его последним гостем?

Ш: Я думаю, что да. Потому что потом я справился об этом: он говорил только со мной. Позже к нему приходили его последователи с приветствием, но он промолчал. Но может быть, это и было его последнее напутствие. Когда я спросил моего гуру о том, что сказал мне агхори, тот рассмеялся и ответил: «Ты поймешь это потом».

Я отказываюсь верить, что пожиратели трупов и экскрементов — настоящие агхори. У меня есть сомнения на этот счет. Только люди, одержимые особым родом пишач, злых духов, начинают есть такие вещи. Я никогда не ел ничего противнее лука.

После я навел некоторые справки и обнаружил, что Парашурама — гуру моего клана, линии предков моей семьи. Может, поэтому он рассказал мне историю о Парашураме, иначе не было бы никакой связи.

Обитая возле смашана, каждый день присутствуя при Шива-пудже мы, по сути, в каком-то смысле придерживаемся части обычаев агхори.

* * *

Вималананда время от времени посещал места кремации. А я живу на одном из них постоянно.

В: Я уверена, что вы могли бы многое обсудить.

Ш: С Вималанандой? Может быть. В зависимости от даты или настроения. Или, может быть, мы просто посидели бы вместе в тишине, ни о чем не разговаривая.

Может, был какой-то особенный смысл в том, что он много общался с иранцами, парсами.

В: Но о нем никогда не говорили, как о представителе их сообщества.

Ш: Нет, но он очень много общался с ними. И я уверен, что это было связано с его принадлежностью к агхори — если вспомнить о похоронных ритуалах персов. Вот почему от него отреклась его собственная семья — потому что он слишком много общался с ними. Но у него, должно быть, были на это какие-то причины, связанные с Агхорой. Известно, что случилось с Тибетом — и большинство парсов также давно вымерли. Они на самом деле нужны были ему для каких-то ритуалов агхори.

В: Он хотел чему-то у них научиться.

Ш: Не то чтобы научиться, скорее использовать их, чтобы достичь чего-то самому. Я сделал вывод, что следует быть очень осторожным, когда имеешь дело с тантристами и агхори. Выше всего они ставят собственные достижения. Они притворятся, что помогают тебе, но на самом деле они помогают только себе. И они могут тебя использовать. У них очень мало человечности.

Невозможно жить без огня. Он поддерживает жизнь, но если он выходит из-под контроля, он способен убивать, уничтожать. Так же и с водой: жизнь без воды невозможна, но если она выйдет из-под контроля, она может очень многое разрушить. Так же и с правителем: если он в хорошем настроении — хорошо. Но если настроение у него плохое — это добром не кончится. Так же и с йогами — известно, что многие индийские царства погибли из-за проклятия йога. Но иметь мало сострадания — это совсем не то, что использовать других.