Мужчина: Каковы идеальные отношения между гуру и учеником?
Ш: В одной шлоке, написанной на санскрите, говорится об отношениях гуру и ученика. Гуру должен относится к ученику как к сыну. Вместе с тем, гуру также уподобляется сыну, тк ему тоже время от времени необходима помощь. Ученику следует отновиться к своему гуру как к сыну, отцу, другу и гуру. Для гуру ученик – это сын и друг.
Мужчина: Значит, когда у ученика возникают какие-либо проблемы в практике, он обращается к гуру за помощью?
Ш: Да.
Мужчина: А если сложности не относятся к сфере практики, ученик все равно идет к гуру за советом?
Ш: Он может по-дружески обсудить это с гуру, и вместе они найдут решение проблемы.
Мужчина: Будет лучше, если ученик, выслушав совет гуру, сам примет решение? Или если он попросит гуру решить за него?
Ш: Ученик должен обсудить проблему с гуру, а затем самостоятельно принять решение.
Мужчина: Означает ли это, что иногда ученик принимает решения, которые не совпадают с советами гуру?
Ш: Это возможно. Но зачем тогда он обращается к гуру за помощью?
Мужчина: Значит, Вы считаете, что если гуру дает совет ученику, этот совет всегда хорош?
Ш: Он всегда идет на благо ученику, даже если в тот момент ученик и не осознает этого.
Мужчина: Вы уверены в том, что гуру не может ошибиться?
Ш: Это все равно как если бы ребенок пришел к отцу и сказал, что тот был неправ. У отца всегда больше жизненного опыта, чем у ребенка. И то, что ребенок сочтет ошибкой, на самом деле окажется верным решением в будущем.
Мужчина: Гуру живет за счет своих учеников.
Ш: Да, ведь если гуру бесплатно передает свои знание ученику, тот должен сам позаботиться о гуру.
Мужчина: Как часто ученик должен делать подношения гуру и что это должны быть за подношения?
Ш: Это решение ученик принимает самостоятельно. Мой гуру всегда говорил мне: «Никогда ни о чем не проси».
Мужчина: Как часто Ваши ученики предлагают Вам все свое имущество?
Ш: Некоторые из них (человек 6-7) предлагали мне свое имущество, но я отказался. Обычно это происходит в самом начале, когда ученик полон жажды духовного познания и готов отдать все без остатка. Но лучше отклонить подобное предложение. Ведь может случиться так, что в дальнейшем он пожалеет об этом. Если же ученик говорит Вам, что в случае если Вы откажетесь, он совершит самоубийство, то следует ответить ему так: «Хорошо, я приму половину твоего имущества, но из этой половины половину отдай своим родственникам». Таким образом, я могу принять не более 25% собственности ученика.
Мужчина: Случались ли с Вами подобные случаи?
Ш: Да, иногда.
Мужчина: Как часто гуру бывает опечален из-за своих учеников?
Ш: Это бывает, если ученик нарушает данные им обещания или неискренен в своей практике.
Мужчина: Как Вы реагируете, если Ваши ученики не сдерживают свои обещания?
Ш: По-разному. Иногда я разрываю всякие отношения с данным учеником.
Мужчина: Вы никогда не выходите за территорию смашана. Как Вы можете знать о том, что происходит за его пределами?
Ш: Сюда все время приходят разные люди. Кроме того, я почти 35 лет жил не на смашане.
Мужчина: Отличаются ли чем-то Ваши ученики от обычных людей?
Ш: Без всякого сомнения. Мои ученики обладают широким воображением и мировоззрением. Они гораздо глубже понимают жизнь. И выглядят лучше.
Мужчина: Случается ли так, что иногда некоторые из Ваших учеников не довольны Вами?
Ш: Это зависит от их ожиданий. Если они ждут чуда каждую минуту, то они будут разочарованы. Если они считают, что моего благословения достаточно и им не следует заниматься йогой, то их также постигнет разочарование. Я тоже могу быть не доволен ими. Почему они могут быть разочарованы? Чего они ожидали от меня? Есть разные категории людей. Некоторые приходят из простого любопытства. Кроме того, те женщины которые хотели выйти за меня замуж, тоже остались разочарованными. Но это был ослбый случай и я считаю их предложения большим комплиментом в свой адрес.
Мужчина: Не могли бы Вы еще раз объяснить мне, каков идеальный ученик?
Ш: Это амбициозный человек с широкими взглядами и сильным желанием практиковать йогу.
Мужчина: А как насчет его личной жизни?
Ш: Обычная нормальная личная жизнь. Возможно, конечно, что с развитием сознания ученика, кто-то из его окружения перестанет его понимать и ему будет немного сложно общаться с обычными людьми. Часть старых друзей исчезнет из его жизни, но зато появятся новые.
Мужчина: Насколько я знаю, многие Ваши ученики считают, что для того, чтобы добиться успеха в йоге, необходимо уделять меньше времени обычной жизни.
Ш: Я все время повторяю, что Бабаджи даровал свое знание обычным семейным людям. Он никогда не призывал их к уходу от мира. Я тоже не утверждаю, что это необходимо. Но некоторые люди находятся под сильным влиянием инструкторов йоги и так называемых «санньяси». Они совершают ошибку. Йога предназначена для амбициозных людей, которые стремятся к саморазвитию и познанию собственной бессмертной сущности. Йога — не для религиозных фанатиков.
Мужчина: Гуруджи, большинство из Ваших учеников соглашаются с тем, что практиковать вдали отсюда значительно сложнее.
Ш: Да, но я занимался практикой вне смашана более 20 лет. Они должны помнить о моем опыте и о тех трудностях, через которые я прошел.
Мужчина: Значит, их задача состоит в том, чтобы практиковать и…
Ш: Они должны практиковать в кругу своей семьи и время от времени приезжать ко мне для обсуждения их практики. Ведь практику следует все время совершенствовать. Чем больше вы будете заниматься йогой, тем более совершенной будет ваша практика. Обычные люди часто не понимают этого. Но йога гораздо глубже простых физических упражнений. Вам потребуется очень много времени и усилий для того, чтобы познать собственное дыхание.