Йога – не просто комплекс физических упражнений, это игра с собственным сознанием, в процессе которой мы пытаемся исследовать свой разум. Заглядываем себе в сердце, чтобы увидеть, что в нем, какие чувства там живут. Даже когда самые простые чувства выходят на поверхность, человек взволнован. Наше сердце – океан чувств. Пытаясь узнать, что хранит наш разум, мы также должны испытать каждое из чувств. Обладать чувствами – хорошо: это отличает нас от многих других существ.
* * *
Раз вы уже практикуете техники раскрытия сердца, нам нужно проникнуть в его глубины – только так можно научиться владеть своим разумом. Разум уже заложен нам в сердце. Посмотрите, как повсюду в мире представляют слово «сердце»: чувства идут из сердца, все эмоции живут в сердце, – весь мир знает об этом. Любая девушка скажет, что настоящие чувства возникают в сердце, а не в уме.
* * *
В: В жизни мы испытываем два вида чувств: приятные нам и неприятные. Те, которыми наслаждаешься, и те, которые причиняют боль или ввергают в печаль. Как Вы, будучи йогом, поступаете? Принимаете все эти чувства и стараетесь наслаждаться всеми ими?
Ш: Думаю, слово «наслаждаться» не совсем верно. Я скорее испытываю эти чувства. И хорошие, и плохие. Ведь оба вида чувств научат нас чему-то. А негативные чувства учат даже большему, чем хорошие.
* * *
В: Следует ли стремиться к контролю над эмоциями?
Ш: А зачем? Эмоции даны нам Богом. Попытайтесь понять их вместо того, чтоб контролировать их. Невозможно контролировать то, чего не знаешь и не понимаешь. Надо понимать свои эмоции.
В: Что вы имеете в виду под пониманием эмоций? Понимание их источника? Каков их источник?
Ш: Я говорю об эмоциях во всей их целостности. Источник эмоции – это лишь часть ее.
* * *
Думаю, чем утонченней вы становитесь в практике, тем утонченнее и чище становятся ваши чувства.
* * *
Когда ваш разум станет более умиротворен, вы начнете понимать истинную природу эмоций. Я имею в виду, истинную природу любых эмоций, в том числе и мыслей других людей, на которые вы реагируете.
В: И затем эмоции исчезнут?
Ш: Не исчезнут – вы выйдете за их пределы. Эмоции никогда не исчезают, просто вы поднимаетесь все выше, и начинаете испытывать более возвышенные эмоции. Например, когда мы были маленькими, эмоции у нас были совсем другие. Теперь, вспомнив их, мы можем их понять, но у нас эмоции уже новые. А когда прогрессируешь как йог, появляются другие эмоции. Однако сам человек остается все тем же – тот, кто продолжает переживать эти эмоции. Так мы учимся.
В: Причина этого в том, что меняются причины эмоций?
Ш: Да, да. Чем более зрелыми становятся наши мысли, чем мы старше, тем больше учимся контролировать эмоции. Думаю, обладать эмоциями – это очень хорошо.
* * *
В: Книги учат, что эмоции – это плохо.
Ш: Эмоции – наши истинные учителя. Я сам – очень эмоциональный человек. Я всегда был очень эмоциональным, и я рад этому.
В: Если кто-то вызывает раздражение, йоги не срываются на такого человека?
Ш: Я известен тем, что срываюсь.
В: Но если я готов расплакаться, стоит ли мне это делать?
Ш: Конечно, плач – самая естественная вещь в мире.
В: Вы известны и тем, что делаете это без причины?
Ш: Все возможно в любое время.
* * *
В: Гуруджи, такие эмоции как гнев, ненависть… Боги и риши описываются, как существа, не свободные от таких эмоций.
Ш: Никто не просит вас быть свободными от этого. Бог создал эти эмоции. Если вы хотите испытать все, что есть в сознании, вы должны испытать это все целиком: гнев в полной мере, и любовь тоже. Иначе, как сможете вы назвать себя совершенством? Перед тем, как стать совершенным (perfect), вы должны знать все. Только тогда вы будете per fаct (снова игра слов). Почему никто не совершенен? Просто подумайте. Поскольку никто не знает факта, так тем более никто не может оказаться «за» фактом. Если вы понимаете каждый факт жизни, только тогда вы можете назвать себя совершенством. Мы не могли бы назвать Иисуса совершенным, если бы он не знал ненависть или гнев. Я думаю, что он знал все. Думаете, если подойти к Иисусу и дать ему гитару, он не сможет играть на ней? Я скажу вам, он тут же сыграл бы.
В: Предположим, у вас напряженные отношения с начальником, и вы желаете ему увольнения. Вместо этого желайте ему продвижения! Так ваша проблема будет решена. Не желайте ему зла – и тогда избежите влияния плохой кармы.
Ш: Но если человек достаточно могуществен, зачем ему вообще нужна какая-то работа в жизни – он просто отстранится от всего. Если он обладает достаточной силой визуализации, ему не будет нужен начальник.
В глубине сердца вы хотели бы пересчитать ему ребра, а вместо этого стараетесь как можно отчетливее представить себе его продвижение. В действительности таким образом вы нарушаете свое душевное равновесие. Сами хотите его убить, а воображаете его продвижение!
В: Например, вы всего лишь хотите избавиться от неприятностей, которые он вам создает. Пусть он найдет место получше!
Ш: Получив повышение, он станет еще влиятельней и будет в состоянии создать вам еще больше неприятностей. Честным будет констатировать: если у меня есть враг, я не желаю ему никакого прогресса в жизни. Каждый хотел бы наблюдать падение своего врага.
В: Нет, вы не можете пожелать такого! Говорится же, что Бог покарает.
Ш: Есть и другое изречение – я слышал его в одном индийском кинофильме: один человек задумал отомстить каким-то плохим людям, и священник сказал ему: «Тебе не кажется, что наказывать их – это работа Бога?» – и он ответил: «Да, Бог накажет их, но я отправлю их к Богу». И я с ним согласен.
* * *
В: А почему Иисус сказал: «Если тебя ударят по щеке, подставь вторую для удара»?
Ш: Да, сначала можно подставить вторую щеку, а когда он ударит по ней, вы имеете право переломать ему все кости. Иисус не говорил, что делать дальше. Возможно, его слова был адресованы какому-то отдельному человеку, может быть, слишком агрессивному. Иисус пытался научить его смирению. Вполне возможно. Большинство ответов Иисуса касались отдельных людей. Эти слова нельзя считать универсальными заповедями. Они могут чему-то научить, но не стоит их применять ко всему.
* * *
Открытое сердце значит открытый разум. Тот, чей разум открыт, будет уважать других. Каждый человек – часть природы, и мы тоже ее часть. Открытый разум означает естественное поведение. Например, если кто-то обижает вас, гнев будет нормальной реакцией. Я говорю вам: будьте естественны. Мы слишком приучены вести себя противоестественным образом – ведь мы живем в обществе. И начинаем воспринимать противоестественное за природное. Таким образом мы забыли, как быть естественными.
Мой отец говорил, когда я, бывало, злился: «Вынашивай свой гнев. Тогда некоторое время спустя он превратится в могучую силу у тебя внутри». И я осознал, что так оно и есть. Не говорите: «Не сердись», потому что сердиться – это нормально. Попадая в конфликтную ситуацию, первое, что мы ощущаем, – гнев. Но вместо того, чтоб выплескивать его, учитесь вынашивать его внутри. Высиживайте его, как курица высиживает яйца, и тогда он превратится в энергию, делающую вас могущественным.
* * *
Если кто-то режет вам горло, или что-то крадет у вас, вполне естественно испытывать ненависть к такому человеку.
В: Так что же является злом? Дурное – то, что мы неспособны контролировать?
Ш: Думаю, дурное – это то, что мешает нашему развитию. То, на чем мы забуксовываем.