В чем суть взаимоотношений тела и духа?
В этом и заключается предмет изучения йоги.
Согласно индийской мифологии, мир возник из союза бога Шивы и его супруги Шакти. Давайте разберемся, в чем смысл этой легенды.
Шива имеет другое имя: Махакала. Шакти, когда предстает в образе богини смерти, носит имя Кали-Ма (Мать Кали). Итак, в именах обоих божеств присутствует санскритский корень «каал». Большинство санскритских слов имеют несколько значений. «Каал» одновременно означает «время», «смерть» и «черный». При этом «шакти» означает «энергию», «желание» и «пустоту».
Союз Шивы и Шакти означает их слияние, единение. Невозможно точно провести грань между Шивой и Шакти, указать, где заканчивается Пустота и начинается Время. Союз Великого Времени (Махакалы) и Пустоты, при котором они представляют собой неразрывное целое, абсолютную черноту, наполненную энергией. Из этой черноты и возникает наш мир.
Действительно, если все цвета устранить – то останется лишь абсолютная чернота. В Библии Бог говорит: «Да будет свет!» — получается, что, произнося это, Создатель пока еще пребывает в темноте. Чернота – источник света и ее вместилище. В наше время ученые рассуждают о черной материи, черной энергии.
Итак, согласно легенде, Шива, пребывая в абсолютной пустоте, начал бить в барабан, извлекая из него звук «Ом». Из этого звука и возникла Вселенная – Ом принял самые разные формы. Из звука «Ом» состоит и все вокруг нас, и наши собственные тела.
Библия говорит о том же: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Богом». Слово – это звук, вибрация. А вибрация возможна лишь в пустоте. Пустота – источник вибрации и ее вместилище. Издаваемые Шивой вибрации распространяются в Пустоте-Шакти.
Образы древней мифологии перекликаются с теорией Большого Взрыва, положившего начало Вселенной. Удар в барабан Шивы – чем не Большой Взрыв?
И восточная, и западная философия содержит понятие «стихий» (элементов), которые, соединяясь в разнообразнейшие комбинации, дают начало всем формам нашего мира. В индуизме считается, что стихий пять: земля, вода, огонь, воздух и эфир. Все они – проявление одной и той же вибрации, и различаются лишь по степени ее грубости; стихии – это стадии уплотнения звука «Ом»: от эфира к земле. Самый грубый элемент – земля – кажется нам способным иметь постоянную форму. Вода постоянной формы не имеет. Но при этом она способна принимать форму сосуда. Огонь не имеет никакой формы – это невидимая энергия, хотя нам и кажется, что мы способны видеть языки пламени. Воздух еще тоньше – однако, мы все-таки можем его почувствовать. И, наконец, пятый элемент – эфир – самый тонкий и, в отличие от четырех предыдущих, совершенно неощущаемый нашими органами чувств. В западной алхимии эфир даже не считается стихией: там речь идет лишь о четырех «грубых» элементах. В индуизме же эфир носит и другое название – «пространство». Пространство – одна из «грубых» стихий, хотя и самая тонкая! Понятия «пустота» и «пространство» — не одно и то же. Мы смотрим вокруг себя – но нигде не видим пустоты, так как все вокруг наполнено пространством – эфиром, пронизывающим все тела. Вы смотрите на меня, я – на Вас, между нами пространство, мы это знаем – но мы не видим пустоты.
Между тем пустота содержится в любом, самом твердом предмете. Пустота порождает материю – и несет ее, как мать носит свое дитя на руках. Все частицы материи содержат в себе пустоту. Один ученый, гостивший у меня, сказал, что если из Гималайских гор убрать всю пустоту, они сожмутся до размеров спичечного коробка. Между атомами, как и внутри их – огромные пространства пустоты. И чем детальней исследовать структуру материи, тем больше пустоты обнаруживается: молекулы состоят из атомов, атомы – из ядра и электронов и так далее. С каждым новым открытием в мире оказывается все меньше материи как таковой, и все больше пустого пространства.
На самом деле, хотя мы и говорим о форме предметов, их истинную форму мы не видим – поскольку они ей не обладают! Материя находится в постоянном движении, перетечении форм – даже такая, казалось бы, грубая и малоподвижная стихия, как земля. Неподвижна лишь сама пустота, в пределах которой становится возможным движение материи. Пустота – единственное, что есть постоянного и неизменного во Вселенной.
Вибрации присущи лишь физическому миру. В тонком мире нет вибраций – вибрирует, движется лишь материя.
Все на свете – звук Ом?
Да, различные фазы колебания Ом. И потом, вибрация – это не только звук. Цвет, воспринимаемый глазами, зависит от частоты колебаний. Запах – тоже определенная вибрация. Прикосновение позволяет ощутить вибрацию. Запах создает у нас в сознании определенный образ, так что можно «видеть» запах и чувствовать запах образа. То, что наше восприятие раздроблено на органы чувств, создает иллюзию обособленности. Но на самом деле можно «слышать» кончиками пальцев и чувствовать запах глазами.
Материя возникает из союза Вечности и Пустоты. Можно сказать, что Пустота – мать мироздания, а Великое Время – его отец.
Материя обладает сознанием. Все ее движения, перетечение из формы в форму инициированы сознанием. Но что такое сознание материи? Это сознание Пустоты, несущей на себе материю.
Получается, что пустота, дающая пространство для вибраций – безгранична, а источник вибраций затерян где-то в ней?
Помню, еще в школе, на уроках геометрии, я был удивлен, когда учитель говорил сначала о точке, а потом – о прямой. Точка, сказал он, не имеет формы, объема, площади. А прямая – бесконечная линия – образуется из множества точек. Я спросил: «Как что-то, не имеющее формы и длины, может образовать линию?» — «Это так, потому что так написано в учебнике!», — сердито ответил учитель. Да, с геометрией я не очень дружил. Однако это действительно так: появляются вибрации – появляется и пространство с длиной, шириной, высотой. Проявляется и время, которое мы можем наблюдать только в его воздействии на материю: как что-то рождается, живет и разрушается. Мы, чьи тела и органы чувств сами являются материей, можем воспринимать пустоту лишь как пространство, наполненное формами, а вечность – лишь как ограниченное время существования материальных форм.
Время вездесуще и всепроникающее: невозможно четко провести границу между пространством и временем.
В великой троице индуистских богов – Брахма, Вишну и Шива – каждому богу отведена своя роль в процессе сотворения мира. Брахма – созидатель, Вишну – стабилизатор, вседержитель, а Шива – разрушитель. Все это – аспекты Времени.
Шива, олицетворяющий разрушение, Смерть – один из троицы, но при этом он и включает в себя остальных, олицетворяя само Время?
Смерть чего бы ни было – это рождение чего-то еще. Верующие поклоняются этим богам как человекоподобным сверхсуществам, но их можно представить и как процессы. Вообще Бог – это процесс. Описывается, что боги сменяют друг друга, по очереди выполняя свою работу. Но если вдуматься, все три процесса протекают в любом объекте материального мира одновременно. Мы растем – и одновременно стареем. Можно сказать, мы начинаем стареть с самого момента рождения. Вот почему на самом деле любая форма во Вселенной – иллюзорна: ведь она не обладает даже секундным постоянством, в ней постоянно что-то меняется. Например, каждую секунду в нашем организме происходят невидимые процессы, меняющие наше тело.
Даже понятие «бесконечность» — продукт нашей ограниченной точки зрения. Говоря «бесконечное», мы подразумеваем лишь что-то более продолжительное, чем наша жизнь. Располагая весьма ограниченным временем сами, мы думаем, что более крупные масштабы времени предполагают бесконечность.
Горные хребты или звезды, наблюдаемые на небе, кажутся нам вечными – но лишь потому, что наш собственный жизненный срок слишком короток по сравнению со временем, отведенным им. Точно так же живущим у нас в кишечнике бактериям, жизненный цикл которых занимает считанные минуты, наше тело, возможно, кажется бессмертной Вселенной, которая существовала всегда и никогда не исчезнет.
Сейчас, благодаря профессору Эйнштейну, каждый образованный человек размышляет о сущности Времени. Время перестало быть для людей чем-то самим собой разумеющимся. Недаром стало модным говорить: «Время – деньги».
Главная проблема физиков заключается в том, что они пытаются разобраться в природе Времени, просто наблюдая за физическими объектами. Мы же говорим о том, что находится за пределами физического. Поэтому здесь необходим совершенно другой подход. Возможно, он будет найден в будущем.
Поскольку Время и Пустота едины, думаю, следующим шагом в развитии физики будет осознание мощи и потенциала пустоты. Это приблизит ученых и к пониманию природы Времени.
В Бхагавад-Гите Кришна на вопрос Арджуны: «Кто Ты?» не отвечает: «Я – Кришна, сын Васудевы». Он говорит: «Я – Время» (или «Я – Смерть»). Думаю, сейчас, когда наука всерьез обратила внимание на феномен времени, в словах Кришны можно усмотреть гораздо более глубокий смысл, нежели усматривали раньше.
Время – это Бог? Или Бог создает Время?
Наоборот, Время создает Бога. Время создает всех богов – а потом уничтожает их, когда в них перестают верить: познав поклонение, они, забытые, вновь растворяются во Времени. В индуистских текстах описывается рождение и смерть различных богов. Но нигде не описывалось рождение Шивы. Он не имеет начала и конца.
Немного перефразирую Библию: «Из Времени ты вышел – и во Времени канешь». Мы рождаемся и умираем. Поэтому нам трудно представить что-то, никогда не рождавшееся и не имеющее смерти. Человеку привык иметь дело с явлениями, у которых есть начало и конец, потому что у него самого есть начало и конец. Но есть силы, стоящие выше этого.
Мы не знаем природу Времени – но постоянно ощущаем на себе его воздействие. Во всем мире говорят: «его время пришло», «для меня настали плохие времена» — но почти никто не осознает истинный смысл этих слов. Время необходимо для роста, для постижения чего-либо, результат любой работы становится очевидным лишь со временем. И время, в итоге, отнимает все, чего мы достигаем.
Меня не раз спрашивали, что и где было перед Сотворением. И я просто заявил, что перед Сотворением всё находилось в утробе Времени, все родилось из Времени и исчезнет во Времени, когда его время истечет – а само Время останется.
Если Время существует и за пределами пространства, то с чем оно соотносится?
Оно ни с чем не соотносится. Все соотносится с Временем, оно же – ни с чем.
Гуруджи, но все-таки, что такое Время?
Именно для этого мы и практикуем – чтобы понять, что это такое.
Это Абсолют?
Мы пытаемся понять, что такое Абсолют, и есть ли что-нибудь, что можно считать Абсолютом.
Можно сказать, что тело – приговор Времени. Ведь существование тела ограничено временными рамками – оно существует лишь в том отрезке времени, на который родилось: кому-то отведено 50 лет жизни, кому-то – 70…
Время создает тела и воплощается в них, чтобы познать собственную природу – изучить само себя. ????
Душа в любом живом существе – капля Времени-Пустоты. Она явилась оттуда – и вернется туда. Время-Пустота в виде отдельных капель нисходит в тела, чтобы испытать на себе свое собственное воздействие. Иначе, пребывая в чистом виде, она неспособна познать свою сущность: во Времени нет времени.
В христианстве есть понятие «души» и «духа» — Святого Духа.
Наверное, в индуизме близкими аналогами этих понятий будут Джива и Атма. Джива – душа, пребывающая в любом живом существе. Она бессмертна, является вновь и вновь в разных телах – для того, чтобы развить из себя Атму – Дух.
То есть, душа есть и у животных?
Если под душой подразумевать ощущение бытия, чувство «я существую», «я есть» — то да. Любое живое существо хотя бы в самой грубой форме переживает чувство бытия: я существую, мне больно, мне страшно, мне хорошо… Это и есть д-ЖИВ-а: ощущение «ЖИВ».
Но Атму – или Святой Дух – необходимо развить, пробудить. В отличие от души, Духу уже нет необходимости принимать телесную форму. Цель души – развить себя, превратившись в Дух. Для этого и предназначены духовные практики: развивать душу до состояния Духа.
В индуизме Джива уподобляется Шиве, а Атма – Шакти. Их союз дарует бессмертие – вечную жизнь. Но необходимо достигнуть этого союза. Скажем так, Шива присутствует в каждом существе, но не каждое существо – Шива.
Это довольно непростой для обсуждения предмет. Дело в том, что на санскрите «атма» означает как «душу», так и «тело»! То есть, пробудив в себе Святой Дух, вы обретаете свое истинное тело – вечное, бессмертное, в отличие от бренного физического.
А такие понятия, как «разум» и «сознание» — они идентичны душе?
Ум, разум, интеллект – можно назвать это по-разному – вырастает из души: это такое же ощущение «себя», но обусловленное кармой; душа, выраженная в теле. Обладая умом, мы ощущаем собственное «я» через ум. Как было сказано в древности: «Я мыслю – следовательно, существую».
Но душа не является Атмой?
Можно сказать, что она – дитя Атмы. Атма породила ее, чтобы она развивалась.
Если между ними сохраняется единство, то и их развитие должно быть синхронным?
Атме не нужно развиваться. Она желает, чтобы ее дитя развивалось до ее уровня – и пришло к единению с ней. Можно сказать, что если в нашем теле присутствует Дух – то это высокоразвитая душа. То же самое ощущение «я есть», но более развитое. Душа – это базис, на основе которого развивается Дух. Но в целом их сущность одна и та же.
Можно сказать и по-другому: Дух создает физическое тело и роняет в него свое семя – сознание, душу. Это семя должно прорасти, став Духом. Тело выступает как питательная почва для души, или как материнская утроба: душа зреет в нем, питается им. Душа пожирает тело, в котором она пребывает. Поэтому тела стареют и гибнут: ведь душа – капля беспощадного Времени.
Однако, маловероятно, что за одну-единственную жизнь душа прорастет в Дух. Для этого требуется множество жизней; душа меняет множество тел, пока не созреет. Созрев и став Духом, она больше не имеет необходимости в физическом теле – и может вернуться к своему источнику: в бесформенную, бесконечную Пустоту-Время, растворившись в ней.
Наше сознание – сын отца-Духа и матери-тела, которое его вынашивает. Можно сказать, что во всех нас есть и женское, и мужское начало. В Индии среди почитателей Кришны есть секта, члены которой одеваются женщинами и танцуют для Кришны. Они считают, что на самом деле все люди на свете – женщины. Ибо наше тело – женщина, принимающее и вынашивающее семя незримого мужского начала – Духа. Кришна – Дух, а все человеческие тела – его жены. Любой человек – неразрывное сочетание Шивы и Шакти, подобно тому как Шива-Время и Шакти-Пустота неотделимы друг от друга. В принципе, это не противоречит и науке: разница между мужским и женским заключается всего в одной хромосоме…
Усердно практикуя, йог достигает такого состояния, что Джива и Атма, душа и Дух перестают быть теоретическими понятиями. Он непосредственно соприкасается с ними, видит их своим внутренним зрением, понимает, чем он является на самом деле. В ходе практики его взору предстает Кутасха – черная окружность с золотой каемкой. Черная середина Кутасхи – это Атма, бессмертные Время-Пустота. Золотая кайма, которую несет на себе Атма – это ее порождение, Джива: ощущение «я есть», заключенное в физических телах.
Практика йоги знакомит вас с вашей собственной душой.
Но если я знакомлюсь со своей душой, то кто есть я?
Именно это знакомство подскажет Вам, кто Вы есть на самом деле. Сначала познакомьтесь со своей душой – а она приведет Вас к Духу.
Я пока что и не душа, и не Дух – но и не тело? Кто же я?
Сейчас Вы – носитель Духа.
И при этом я отделена от него…
В этом и заключается вся проблема. Объясню на простом примере: скажем, чтобы добыть огонь, надо долго тереть две деревянных палочки друг о друга. Потенциально в дереве есть огонь – но рождается он лишь в результате трения. Вот так же при помощи практики йоги мы трем тело о душу – пока не вспыхнет бессмертный Дух. Потенциально он присутствует в Вас – он присутствует во всех. Надо лишь раскрыть его.
Приведу другой обыденный, повседневный пример. В Индии из молока делают особое топленое масло – гхи. Оно практически не портится. Я видел гхи, которое хранилось триста лет – и его до сих пор можно употреблять в пищу или использовать в светильниках.
Молоко быстро портится, сворачивается. Но возьмите молоко, вскипятите, затем охладите, сделав из него творог, затем обработайте дальше – чтобы на его поверхности появилось масло. Затем подогрейте это масло – и получится гхи. Понимаете, гхи присутствовало в молоке изначально – в потенциале. Но если не приложить труд к его изготовлению, то мы имеем лишь молоко – скоропортящийся продукт. А гхи – словно бессмертная сущность молока.
Наше тело со спящей душой, отождествившей себя с этим телом, подобно молоку. Оно быстро сворачивается. Бессмертный Дух – словно гхи в молоке. Его как бы не существует – пока с молоком не проведены определенные действия. Йога занимается именно этим. Только развив душу до определенного уровня, можно обнаружить Дух. Сохраняется тело или нет – Дух уже не зависит от этого.
Это самый простой пример, который приходит мне в голову.
Дух и я – не совсем одно и то же?
Когда Вы говорите «я», это говорит Дух – настолько, насколько он отождествлен с Вашим телом. Это похоже на высокотехнологичный автомобиль с водителем внутри. Машина обладает интеллектом, реагирует на команды водителя – но без водителя она ничто. Водитель ощущает все, что происходит с машиной, управляет ей. Но, к сожалению, начинает считать эту машину собой.
Тело можно увидеть, а душа остается невидимой для нас. Поэтому мы считаем себя телами. И душу считаем собственностью тела.
Тело для нашей души – как привычка: самскар или что-то в этом духе. Дух видит только тело – и забывает себя. Водитель не видит сам себя – видит только машину…
Любая машина – ничто без кого-то, кто может ей управлять. Так что важнее: машина или тот, кто ей управляет? Когда поймете, что на самом деле вы управляете своей машиной, а не наоборот, жизнь станет очень хороша. Надо начать с осознания того, что вы — водитель, а не машина.
Получается, что водитель и машина – разные вещи?
Скажите мне, Вы и Ваша футболка – это разные вещи? Футболка — часть Вашей личности, но она – не Вы.
Почему, покидая одно тело и проявляясь в другом, душа не помнит своего предыдущего опыта?
Личность, связанная с предыдущим телом, разрушается вместе с ним. Личность – это мое имя, моя национальность и прочее, с чем я себя отождествляю при жизни. Новое тело – новая личность.
Имена нам дают наши родители, выбрать место рождения мы не можем… Эта личность – ложная.
Можно сказать, что она реальная – но временная. В этом и заключается духовный поиск: отыскать, кем мы являемся на самом деле. Это похоже на игру в прятки: жизнь подбрасывает нам все новые и новые личности, все новые и новые отождествления с чем-то временным, мимолетным. А то вечное, неизменное, чем мы являемся на самом деле, скрывается за ними. Приобретая в ходе нашей жизни все больше и больше отождествлений, мы все дальше уходим от познания своей сути, своей истинной «личности».
Душа, пребывающая в моем теле, рождалась уже много раз?
Да.
А Дух?
Душа рождается и рождается, чтобы раскрыть в себе Дух.
Дух – истинная форма души. Необходимо осознать свою душу во всей ее полноте, в ее истинной форме. Пока мы живем, нам кажется, что душа – наша. Что это «я» живу, «я» существую. Но на самом деле душа никому не принадлежит, не принадлежит ни одному телу. Она никогда не выдавалась кому-то отдельно. Именно поняв, что душа – ничья, ощущаешь себя ближе всего к ней. Душа не принадлежит телу. Вот почему, когда приходит срок, она покидает его, ни о чем не жалея. У самой души нет переживания смерти. Снимая футболку, вы испытываете смерть? Нет, вы ее просто снимаете – и с телом то же самое.
Дух – Атма – оплодотворяет тела своим семенем – Дживой. В момент смерти тела это семя распускается, душа вновь вспоминает, что она – Дух.
Тогда для чего нужны практики? Если смерть сама по себе – превращение души в Дух…
«Йога-Сутра» начинается со слов: «Тело – привычка Атмы». Атма привыкает вселяться в одно тело за другим. Чтобы избавиться от этой привычки, Атме необходимо познать себя. Но сделать это вне тела она неспособна. Поэтому Йога начинается с телесных практик.
Если за время существования тела Атма, заключенная в нем в виде Дживы, так и не познала себя, то после смерти она будет вселяться в новое тело: чтобы познать себя через тело, в процессе его существования.
Могут понадобиться сотни тысяч перерождений. А практика йоги дает душе возможность достичь состояния Духа уже в этой жизни. Многократно ускорить процесс.
И в этом – смысл жизни людей?
У жизни людей нет никакого смысла и цели. Тот, у кого есть какая-то цель – это Дух, пребывающий в людях. Каждый человек для него – как учебный курс, который Духу необходимо пройти. Душа нуждается в теле, чтобы устранить свое невежество, развившись в Дух. Можно сказать, Бог посылает души в школу – грубый мир, как мы посылаем детей. Окончил школу – больше нет необходимости посещать ее.
То есть, душа несовершенна?
Она совершенна, но ей необходим определенный опыт. Она не знает, что такое эмоция. Любое тело – это эмоция. Каждый человек – это набор разных типов эмоций. Тело – это сосредоточение самых разнообразных эмоций, которые душа познает через непосредственный опыт. Душе нужно испытать воздействие времени на материю, испытать, что такое ограниченный отрезок времени. Это воздействие порождает в материи эмоции. Тело – это ощущение времени, боль от его воздействия, страдание. Тело чувствует, как время пожирает его. Само Великое Время – вне эмоций. Только ощутив, что такое ограниченный отрезок времени, отведенный телу, душа постигает, что такое Великое Время, бесконечность. Постигает саму себя.
Дух, по причине своего бессмертия, стремиться ощутить, что это такое – быть смертным.
Есть одно стихотворение на санскрите. В нем говорится: «Не мы наслаждались роскошью, а роскошь наслаждалась нами. Не мы окончили работу – работа покончила с нами. Не мы потратили время – время истратило нас». В другой индийской поэме говорится: «Цель жизни – смерть: другого не дано». Жизнь стремится навстречу смерти. Речь идет об освобождении души – когда, освободившись от тела, ей уже не надо будет обретать новое. Все мы на самом деле стремимся к смерти – души, воплотившиеся в наших телах, стремятся больше не иметь тел. Я бы даже описал это как любовь между Жизнью и Смертью.
В нашей культуре смерть представлена как уродливая старуха.
О, на самом деле это прекраснейшая из дам.
Тогда почему же мы так ее боимся?
Ее боится тело. Душа стремится навстречу смерти, но тело прилагает все усилия, чтобы избежать ее. Вся наша жизнь посвящена бегству от смерти – прилагая к этому тщетные усилия, мы накапливаем карму, удерживающую душу в грубом мире, заставляющую перерождаться вновь и вновь. Поэтому мы и страдаем: чувствуем, что смерть неотвратима, несмотря ни на какие наши ухищрения.
Мгновение встречи души и смерти – когда душе, наконец, удается преодолеть страх тела – прекрасно.
В индийской мифологии есть рассказ о том, что Смерть была сотворена в образе прекраснейшей женщины. Но когда ей сказали, чем она будет заниматься, Смерть захотела отречься от своей красоты – слишком велико было противоречие. Однако Создатель сказал ей: «Тебя никогда не будут винить ни в чьей гибели. Вина всегда будет возлагаться на что-то другое». И действительно – мы говорим: «этот умер от рака», «тот скончался от сердечного приступа», «эти погибли из-за несчастного случая». Ни о ком никогда не говорят: «он умер из-за Смерти – просто потому что его забрала Смерть».
Кришна в Бхагавад-Гите говорит: «Я есть Смерть» (а вы помните, что «время» и «смерть» на санскрите звучат одинаково). Время – убийца тел. Ни одному телу не спастись от него. Кришна – Смерть. А девы-пастушки – невесты Кришны – это души, спешащие на зов своего возлюбленного.
Вот почему я говорю: раз уж нам все равно не спастись от Времени, давайте изучать его!
***
Почему Бог не создал нас просветленными изначально?
Мы просветлены изначально — просто не знаем об этом. Все эти упражнения и практики заставляют понять, что мы просветлены изначально.
В чем смысл человеческого просветления для Бога?
Богу нет никакого дела до нашего просветления. Настоящая тайна – это Дух, который у нас внутри. Никто о нем ничего не знает.
То есть, мы должны все делать для себя, а не для Бога.
Да.
Душа – это часть Бога?
Я могу сказать, что душа является частью Бога, и могу это доказать. Могу сказать, что душа не является частью Бога – и так же легко доказать. Но все же лучше сначала осознать, что и чем является. Мы не знаем Бога, мы не знаем душу, и поэтому можем дискутировать и философствовать вечно. Если ты верующий, то будешь говорить о Боге, а если атеист — будешь говорить, что Бога нет. Но в обоих случаях дискуссия будет идти вокруг Бога. А йоги говорят о своей собственной бессмертной душе, вместо того, чтобы рассуждать о Боге.
Что значит духовное развитие для нас?
Связь со своей собственной внутренней духовной сущностью. Вот почему я очень мало говорю о Боге. Я пользуюсь понятием «Бог», только чтобы человеку, мыслящему такими категориями, было понятнее.
У меня есть шутка. Как думаете, почему Бог незрим и неуловим? Дело в том, что когда бы что ни случилось – во всем обвиняют Бога. Например, надругаются над девушкой – и ее мать кричит: «О Боже, что ты сделал?». Поэтому Бог и скрылся от людей.
Богу не важно, что мы о нем думаем. Он уже выполнил свою часть работы: дал нам бессмертную душу. Теперь дело за нами. Показать Богу, что мы тоже здесь, чтобы он нас заметил.
И как это лучше сделать?
Просто не думать о нем слишком много – и заниматься, заниматься, заниматься йогой. Все взывают к Богу – так что если кто-то не будет, Богу это покажется любопытным. Бог решит взглянуть на такого: узнать, почему тот ничего не кричит и ни о чем не просит.
***
Любая религия учит: надо познать дух. Возникает правомерный вопрос: и как же его познать, с чего начать познание? Души зачем-то приходят в наш мир, обрастают телами – мы не знаем, с какими целями. Нам кажется, что душа крайне важна для тела – без нее оно мертво. А на самом деле получается, что именно тело представляет из себя большую необходимость для души. Ради тела душа и приходит – возможно, чтобы узнать все, что только можно, о его возможностях и ограничениях. Она принимает все новые и новые телесные оболочки – и лишь узнав о теле все, что только можно, душа перестанет им интересоваться.
Во многих ведических писаниях говорится, что даже боги жаждут получить человеческое рождение – ведь только на Земле, в грубом материальном теле, возможен духовный прогресс.
Религии учат, что рождаться в этом мире – наказание, потому что рожденный обречен страдать.
Но не рождаться он не может. С каждым новым рождением душа приобретает все больше опыта. Рождаться – не плохо, равно как и умирать: ведь нет рождения без смерти.
В чем причина самоубийств? Душа стремиться покинуть тело раньше, чем оно исчерпает отведенный ему отрезок времени…
Возможно, душе надоело это тело – она чувствует, что больше не приобретет опыта, пребывая в нем.
***
Святоши проповедуют, что тело – греховно, достойно презрения. Свят лишь дух. Но спрашивается, если тело столь отвратительно, почему оно было создано Богом с такой тщательностью? Любой врач скажет, что на изучение анатомии понадобятся долгие годы. Тело – невероятно сложный механизм, содержащий в себе массу тайн и нераскрытых возможностей.
В индуизме считается, что человеческое тело – точная копия Вселенной, а Вселенная устроена по аналогии с человеческим телом. Более того: тело и Вселенная взаимосвязаны – между ними происходит постоянный обмен информацией и энергией. Кажется, Ньютон сказал: «Стоит вам пошевелить пальцем здесь, на Земле – и это будет иметь последствия там, на звездах».
Человеческое тело включает в себя все пять грубых стихий, из которых состоит Вселенная. Вступая в различные комбинации и связи, пять стихий образуют материальный мир – и в том числе живое тело. Но помимо грубого вещества, в человеческом теле присутствует и бессмертная душа: она вне пяти стихий – но, тем не менее, она здесь…
Невозможно провести четкую границу: вот здесь – «грубое» тело, а здесь – разум, душа. Точно так же дерево состоит из корней и ствола, но как определить, где заканчиваются корни и начинается ствол? Когда мы говорим «использовать ум» — это означает, что используется весь механизм тела и ума в целостности. Нельзя отделять разум от тела.
Да, тело низменно, оно из крови и мяса – но зачем тогда оно так нужно Духу?
Вот в чем заключается принцип йоги. Самореализация – это не просто думать: «Я не тело, я – Дух». Думать так может кто угодно – но что от этого изменится? Чтобы прочувствовать, что вы являетесь не просто телом, необходимо узнать, что из себя это тело представляет. «Я – не тело, а Дух» можно сказать, лишь разглядев Дух – а глядеть на него можно только через призму тела.
Обретя контроль над телом – абсолютно во всех отношениях – душа начинает ощущать саму себя. Поэтому йога начинается с физического уровня.
«Йога» в переводе с санскрита означает «союз». В данном случае можно говорить о союзе тела и души – идеальных взаимоотношениях между ними.
Вы слышали о таком феномене, как «дыхание Цезаря»? Ученые часто пользуются этим примером для наглядности. Когда Брут ударил Цезаря кинжалом, тот прошептал: «И ты, Брут?!» — и с этими словами сделал свой последний выдох. В этом выдохе, однако, содержалось несколько миллиардов молекул воздуха. За прошедшие века эти молекулы, возможно, распространились по всей Земле. Миллиарды людей постоянно вдыхают и выдыхают – и можно предположить, что с каждым вдохом в наш организм попадает хотя бы одна из молекул, содержавшихся в последнем выдохе Цезаря.
Если развить эту идею, то получается, что мы ежеминутно вдыхаем молекулы, когда-то побывавшие в организме самых разных существ. Мы дышим дыханием Иисуса и Гитлера, пещерных людей, динозавров…
Молекулы, пройдя через организм, поучаствовав в его обменных процессах, сохраняют информацию: память, энергию, вибрации того или иного существа. А значит, дыша, мы получаем огромный объем данных – информация практически обо всем живом на планете Земля содержится в одном-единственном вдохе!
Воздух проникает в нашу кровь, питает мозг – таким образом, полученная с помощью воздуха информация откладывается в теле, накапливаясь в мозге, в ДНК. Наше тело – хранилище невероятной информации, памяти всего человечества, начиная с первого человека. Даже более древней информации – относящейся ко временам, когда человека не существовало, но все равно были живые существа, дышащие воздухом…
В свою очередь, выдыхая, мы «заряжаем» молекулы «своей» информацией – содержащейся в нашем теле, в нашей ДНК. «Пропустив» молекулу через свое тело, мы обогащаем ее информацией об индивидуальном опыте этого тела.
А что такое информация? Это карма…
Карма – это болезнь, передающаяся воздушным путем. Мы фактически отравляем друг друга информацией, дыша одним воздухом. Молекула «запоминает» вибрации множества живых организмов – и продолжает свое путешествие, перенося эту информацию от тела к телу. Мы не создаем молекулы – мы просто вдыхаем и выдыхаем их, обмениваясь при этом информацией.
Однако информацию сохраняет не только воздух, но и другие стихии. Все пять элементов обладают памятью.
Поедая мясо барана или свиньи, вы, как ни прискорбно, становитесь все более баранообразным или свинообразным. Питаясь плотью живого существа, мы присваиваем его карму.
При поцелуе влюбленные обмениваются как дыханием, так и жидкостью. Я не раз наблюдал, что люди, живущие в браке много лет, с годами все больше начинают походить друг на друга внешне. Они обладают практически единой кармой благодаря крайне тесному обмену информацией. У нас в Индии считается, что если люди по-настоящему любят друг друга, то они, скорее всего, умрут в один день.
Как я читал, ученые обнаружили, что вода сохраняет память, сколько ее ни дистиллируй. Предположим, вы поселитесь в каком-либо месте: вода там – в ближайшей реке или колодце – содержит определенную, специфическую информацию. Вы будете пить эту воду изо дня в день – и постепенно ее свойства приобретет вся жидкость вашего организма. Вот почему религии придают такое значение святым местам. В Индии во время паломничества непременно полагается совершить ритуальное омовение: большинство священных мест связано с реками. Христианство немыслимо без святой воды – думаю, наши предки не ошибались, полагая, что вода после совершения над ней искренней молитвы приобретает особые свойства. Сделав глоток святой воды, вы позволяете ей проникнуть в мозг, в церебральную жидкость.
Христианские паломники, отправляясь в Палестину, попадают в места, где дышал Иисус, где при распятии пролилась на землю кровь из его ран. Воздух и земля в этих местах действительно заряжены особой информацией. Возможно, дыхание Иисуса уже распространилось по всей Земле – но в тех местах, где он жил, странствовал и совершал свои деяния, воздух будет особенным. Или взять нашу местность – Говардхан. Наверняка, поднимая Говардханский холм, чтобы укрыть под ним людей от устрашающего ливня, Кришна дышал интенсивнее, чем обычно. Так что сейчас, находясь здесь, вы дышите воздухом, содержащим концентрированную память Кришны.
Все стихии, все молекулы обладают сознанием. Можно сказать, что все они в совокупности содержат в себе сознание планеты Земля. Осознав это в полной мере, вы начнете ощущать себя неотрывной частью природы – и тогда сама природа начнет оберегать вас.
Наше тело, наша ДНК хранит информацию. Но, как правило, у человека нет к ней доступа: его сознание недостаточно развито, чтобы расшифровать информацию, поступающую в его тело и хранящуюся в нем.
В нашем распоряжении – колоссальная информация, и от нас зависит, сумеем ли мы воспользоваться ей. Дыша воздухом, мы, можно сказать, вдыхаем память всей планеты Земля. Главное – осознавать, что мы дышим; осознавать, как мы это делаем. Осознавать процесс дыхания.
Любое живое существо дышит. Именно дыхание связывает все живое. Поэтому занятия йогой начинаются с обучения специальным дыхательным техникам – пранаямам. Чем дальше вы продвигаетесь, тем более сложные пранаямы осваиваете, тем мудрее становитесь. Скрытая информация начинает поступать в мозг вместе с кислородом: вот почему считается, что, практикуя йогу, узнаешь все тайны прошлого – и становишься способным управлять будущим. Ведь твое будущее и будущее всего мира – это одно и то же.
Наша память – хранилище опыта всего живого на Земле. Только осознавая этот опыт, можно постигнуть, что является истинным добром, а что – истинным злом. В качестве примера возьмите принципы любого образования: школьного или университетского. Основой его является то, что вас знакомят с опытом, полученным другими людьми до вас: с их открытиями и достижениями. Только на этой основе вы сможете делать дальнейшие, собственные открытия. Высокоорганизованный разум устроен так, что огромные массивы информации хранятся в памяти, но при этом не создают путаницы, выскакивая на поверхность когда в них нет необходимости. Память очень важна – на ней зиждется наше творческое воображение. Вы не можете вообразить нечто абсолютно не существующее – творческое воображение преобразует существующую реальность, а не создает абсолютно новую, чуждую ей.
Ученые утверждают, что наш мозг фиксирует абсолютно все, происходящее вокруг, но мы этого не осознаем, и не можем вспомнить в деталях любой миг нашей жизни.
Потому что наше внимание всегда сосредоточено на чем-то одном. Все зависит от фокуса, вектора внимания. В нашей жизни происходит множество вещей, проходящих для нас незамеченными, хотя наше сознание и регистрирует их. Проблема в том, что иногда незамеченными проходят действительно важные вещи, пока мы сконцентрированы на пустяках.
Любая из практик йоги, предшествующая вхождению в самадхи, сосредоточена на дыхании.
Каждое живое существо дышит: останавливается дыхание – останавливается и жизнь. Но многие ли понимают суть дыхания? Что за сила заставляет нас дышать? Дыхание кажется нам чем-то самим собой разумеющимся; мы настолько привыкли дышать, что принимаем это как должное и даже не замечаем этого – точно так же, как обычно не замечаем время, уходящее по секунде. Даже в медицинской литературе суть дыхания описывается недостаточно глубоко. Разве что когда человек перестает дышать, о дыхании вспоминают – подключают бездыханное тело к аппарату искусственной вентиляции легких.
В этом заключена некая ирония: наука пытается постичь тайны жизни – а явление, лежащее в основе жизни, практически игнорируется. Мы копаемся в химических реакциях, в материальных феноменах, но так до сих пор и не выяснили, что есть материя.
Даже в мифах о дыхании почти ничего не говорится. Разве что в Библии есть строка: «…и вдохнул Он дыхание жизни в ноздри его». Бог взял прах, сотворил из него человека – и вдохнул в него дыхание жизни: вдохнул в него Себя! Значит, дыхание в нас – божественно. Наше дыхание – и есть дыхание Бога. Библия говорит, что Дух есть Бог. Дух – то внутри нас, что связано с дыханием. Наблюдая за дыханием, можно прийти к Богу. Оно – прямой путь к Богу.
Почитать Бога можно только с помощью дыхания – и так и происходит. Общение с Богом в разных религиях – это, как правило, что-то связанное с дыханием: молитвы, мантры… И в практике йоги мы используем дыхание, чтобы постичь истинное бессмертие. Зная все секреты дыхания, обретаешь свободу от границ физического тела – и ума. Выходишь за их пределы. Это и означает единение с Духом – или Богом, если хотите – поскольку благодаря постижению дыхания приходит осознание, что наша истинная природа – духовная, а не физическая. Дорога к освобождению начинается уже с первого дня занятий йогой.
Пятый элемент – эфир или прана, пространство – самый тонкий. Можно сказать, что он ближе всех к чистому Духу, непосредственно граничит с Пустотой. Именно с него начинается творение материального мира: из Времени-Пустоты возникает прана – пространство – а затем материя: воздух, огонь, вода, земля.
Именно прана является связующим звеном между телом и душой. Связь эта осуществляется посредством дыхания.
Прана присутствует во всех молекулах. Она содержит кармическую информацию. Воздух, вода – все это носители праны.
Средоточием и источником праны является наше сердце. Сердце представлено в нашем теле на грубом уровне – на уровне стихий земли и воды – как орган, снабжающий тело кровью, и на более тонком уровне – на уровне воздуха и эфира – как источник праны. Наши грубые органы, такие как кровеносная и пищеварительная система, не имеют важности для тонкого тела – ведь они связаны с только грубыми элементами. Соответственно, и сердце в тонком теле иное – ведь там нет кровообращения.
Когда йоги входят в Самадхи, останавливается их «грубое» сердце, их дыхание – все останавливается, но «тонкое» сердце – Хридайя – продолжает действовать даже тогда. Сердце всегда внутри вас, даже если исчезло физическое тело. У слова «сердце» недаром много значений. «Сердце, сердцевина», как правило, означает суть чего-то, основу. Если вдуматься, даже в нашем физическом сердце присутствует пустое пространство. На тонком уровне сердце представляет собой ту самую Пустоту, несущую на себе созданную ей материю. Наше сердце несет на себе все наше тело. В нем сосредоточено наше сознание – сознание Пустоты, сотворившей наши тела. И связь этого сознания с грубым телом осуществляется путем источаемой сердцем праны.
Шакти внутри вас – и не только в сердце: за носовой полостью у нас находится пустое пространство, куда вы направляете свой язык во время кхечари-мудры. Пустота – в каждой клетке. Эти пустоты являются источниками жизни. Где-то внутри этой пустоты содержится Время.
Наш разум невероятно могуществен – и таинственен. Обычному человеку практически ничего неизвестно о возможностях его разума. Физическое сердце питает кровью мозг – оно подобно насосу, благодаря которому мозг получает все необходимое. Но мозг – это не разум, это лишь его вместилище, среда обитания разума.
Значит, «тонкое» сердце снабжает разум праной?
Не только разум, но и все тело. Это похоже на генератор электроэнергии. Генератор работает где-то на расстоянии – а свет горит здесь. Задача пранаямы – сделать питание бесперебойным.
Благодаря практике, можно так сказать, устаревшие проводники заменяются на современные, высококачественные оптические?
О, практика сделает ваше тело беспроводным – что-то вроде bluetooth…
Используя воздух во время пранаямы, мы постигаем прану внутри своего тела. Вам знаком термин «бессознательное». Что такое бессознательный разум? Это разум, испытывающий нехватку праны. На физическом уровне мозг, в котором но располагается, испытывает нехватку кислорода. Сердце неспособно осуществлять полноценное питание мозга, потому что не очищены энергетические каналы – нади.
У обычного человека, ничего не практикующего и тешащего себя мирскими удовольствиями, нади засоряются. Поэтому его сознание не развивается. Занимаясь йогой и практикуя высшие пранаямы, человек способен обеспечить доступ в мозг самому чистому кислороду. Только тогда – медленно, постепенно – мозг оживает и начинает действовать.
Вам, наверное, не раз встречалось в научно-популярной литературе утверждение, что мы используем не более 2 процентов своего мозга. Лишь в 2 процентах нашего главного нервного центра присутствует сознание. Остальной мозг спит – остается бессознательным. Я также читал, что нормальный человек использует не более 18 процентов емкости своих легких. Думаю, эти две вещи взаимосвязаны. Вот почему мы учимся глубокому дыханию: если использовать на сто процентов свои легкие – то и мозг будет активизирован целиком.
Спящее сердце мешает концентрации сознания. Наш разум все время скачет от одной мысли к другой, от одного желания – к другому, совсем противоположному. Не успевая вникнуть вглубь какого-то феномена, наш разум спешит охарактеризовать его как несущественное – и переключиться на что-то еще. Так, из-за нашего невежества, мы упускаем действительно важные вещи. Вот так самая разная информация, получаемая нашим телом от внешней среды, накапливается неотсортированная и создает карму, с которой мы ничего не можем поделать.
В «Йога-Даршане» прямо говорится, что искусство принимать осознанные решения – прямой результат практики пранаямы. Иначе человек остается заложником слепой случайности. Йога развивает сознание и разум, позволяя сознательно определять, какая из ежесекундно впитываемой информации важна для нас, какая – нет.
Необходимо открыть свой разум. Пока он закрыт – мы никогда не поймем истинную суть происходящего с нами и вокруг нас в данный момент. Подобное знание недоступно без открытости разума.
Но раскрытие разума невозможно без раскрытия сердца. Обычно в йогической литературе это обычно называется «развязать узел сердца». Это сложный процесс: развязывание сердечного узла невозможно без предварительного развязывания узла языка, которое осуществляется при помощи кхечари-мудры. Развязывая узел сердца, вы выводите его на качественно новый уровень функционирования. Оно будет обладать достаточной мощью, чтобы снабжать праной все тело.
Я могу с уверенностью заявить, что все уже изначально есть в нашем разуме. Нам необходимо лишь сильное тело, чтобы разум по-настоящему заработал.
Из-за постоянного движения, которое вызвано дыханием, в мозге человека возникает электромагнитное поле. Если дыхание прекратится, мозг погибнет через три-четыре минуты. Потому дыхание – основа существования этой электромагнитной энергии в мозге человека.
Но при задержки во время практики дыхание останавливается, а деятельность в мозге продолжается.
Мы останавливаем дыхание, чтобы создать другой ритм дыхания – мы ведь не останавливаем его навсегда. С помощью различных ритмов дыхания можно создать различные виды энергии в мозге, которые способны активировать то, что мы называем спящей частью мозга или подсознательным. Всё это происходит благодаря смене ритма дыхания. И в самадхи, по сути дела, дыхание не останавливается так, как во время смерти. Просто меняется режим дыхания. Можно сказать, что дыхание в этом случае просто используется как механизм переключения передач.
Как на человека действуют наркотики? Если выпить водки или принять какой-нибудь наркотик, ритм дыхания изменится. А это окажет прямое влияние на работу мозга. Я наблюдал пьяниц и любителей марихуаны: их дыхание отличается от дыхания обычного человека. Если каким-то образом, будучи в состоянии одурманивания, тебе удастся сохранить прежний ритм дыхания, алкоголь или наркотики не повлияют на твой разум.
К тому же каждый может заметить, что при переживании разных эмоций, или если ощутить сильную эмоцию в других людях, его дыхание меняется, причем очень быстро.
Дыхательные упражнения – метод непосредственной тренировки разума. Крийя – очень могущественная вещь. Довольно трудно объяснить логически, как это, просто дыша определенным образом, можно изменить свое будущее, сделать его благоприятным.
Йоги верят, что дыхание воздействует на разум. Необходимо успокоить свой разум, чтобы он перестал быть беспомощной игрушкой для поступающей извне информации – но остановить разум напрямую невозможно. Нельзя отдать ему приказание. С дыханием же такое возможно: человек способен менять его ритм – если сосредоточит на нем свое внимание. Успокаивается дыхание – автоматически успокаивается и разум. Так что мы начинаем с дыхания. Успокаивая дыхание, мы успокаиваем разум, и, когда ум неподвижен, дыхание останавливается; а вы остаетесь субъектом, контролирующим это – а значит, пребывающим вне этого, готовящимся нырнуть внутрь собственного всемогущего разума.
Наш мир – двойственен. Все в нем имеет свою противоположность. Бог и дьявол, женское и мужское, тело и душа. Задача йога – стать единством посреди всеобщей двойственности. «Йога» означает «союз» — то есть, единение, преодоление раздвоенности.
Двойственность выражается и в нашем вдохе и выдохе. Сосредоточьтесь на промежутке между ними – и живите в нем. Этот промежуток и есть та Пустота, из которой все возникло. Будда имел в виду именно это, говоря о «срединном пути».
Хотя йога и начинается с физической подготовки, она не является физической деятельностью. В ней действуют иные принципы.
Но способность вдыхать и выдыхать зависит от нашего эмоционального состояния, от наших мыслей. Если, к примеру, мы возбуждены, то не сможем дышать спокойно.
Как раз наоборот: через дыхание вы сможете контролировать свои мысли и чувства.
Есть какие-нибудь хитрости, чтобы убедить разум?
Никаких хитростей – есть техники, которые Вы уже изучаете.
Я обнаружил, что если во время задержки производить мышечные сокращения, похожие на вдохи, но при этом не вдыхать, это каким-то образом обманывает разум.
Вам кажется, что это – сокращения мышц, но на самом деле это работа разума. Мышцы сами по себе, независимо от разума, ничего не могут сделать, не получив от него команды. Нет никого, кто обманывает разум.
Существуют упражнения, учащие следить за движением мысли: когда идея зародилась в разуме, но еще не имеет четкой концептуальной формы…
Подобные упражнения только запутают Вас еще больше. Действуйте естественным путем. Просто концентрируйтесь на точном выполнении практики – и все остальное получится само собой. Корень – сознание – важнее ствола – тела, но корни всегда остаются скрыты. Значит, думать о мысли, концепции, разуме – это игры ума. Думать о мыслях – тоже мысль. То, что лежит в основе – разум и сознание – большую часть времени остается скрыто.
От чего больше зависит продолжительность задержки дыхания: от тренированности или от эмоционального настроя?
И от того, и от другого. Чем больше длительность, тем непоколебимее ваше сознание. Однако, то, что сознание непоколебимо, не означает, что оно не работает. Фактически, сознание достигает равновесия, только когда набирает определенную скорость развития. Когда вы движетесь с очень большой скоростью, вам начинает казаться, что вы застыли – это и есть покой в движении. Как если бы вы летели в самолете – изнутри ведь скорость совсем не чувствуется.
Вы имеете в виду скорость реакций?
Скорость работы сознания. Когда оно начнет работать на предельной скорости, вы почувствуете, как оно стабилизировалось. Вспомните: когда вы были детьми, вы думали совсем по-другому. Сейчас вы можете думать о множестве вещей сразу, потому что взрослые люди более спокойны и уравновешенны, чем дети. Чем больше вы себя развиваете, тем более уравновешенным становитесь.
Практика йоги изменяет генетический код?
Нет. Но благодаря ей ваше сознание получит доступ к информации, содержащейся в генах. Скажем так, практика йоги сделает ваши гены более восприимчивыми – они станут открыты для восприятия новой, благоприятной информации, для дальнейшего прогрессирования. Структура генов останется прежней – но их качество будет улучшаться.
Это – совершенный иной тип знания, отличный от общепринятых представлений о знаниях. Ваше сознание сможет отличать важное от несущественного через непосредственный ежесекундный опыт. Не останется никакой неясности.
Вот почему пранаяма так важна. Это не просто дыхательные упражнения ради поправки здоровья, как порой преподносится. Пранаяма и другие дыхательные упражнения, как правило, способствуют развитию физически здорового человека. Но большинство из тех, кто чем-то болен и практикует пранаяму с целью излечиться от этой болезни, как правило, только ухудшает свое состояние. Пранаяма – не для лечения, она для чего-то другого.
За время нашей короткой жизни мы можем научиться контролировать дыхание лишь до определенного, незначительного уровня. Но и этого уже достаточно, чтобы осознать множество вещей.
Я читала, что «в огне пранаямы сгорает карма» – это так?
Да, именно так! Выход за пределы кармы означает, что вы выходите за рамки физических ограничений, установленных вам вашим телом. Ваше тело является непосредственным выражением всей вашей предыдущей кармы. Развитому сознанию достаточно одного взгляда, чтобы понять, какая карма на вас влияет, а какая – нет. Вы станете очень мудрым человеком, и будете точно знать, что к чему.
Прана непрерывна, бессмертна. Она сохраняет опыт на протяжении множества жизней. Дыхание – материальный переносчик праны: оно несет кармическую память. Управляя своим дыханием, вы управляете и кармой.
Скажем, когда человек перестает дышать в состоянии самадхи, это значит, что его сознание отождествляется с пятым элементом – эфиром: оно становится как бы «надвоздушным». Все низшие элементы – те, из которых состоит тело, и воздух, который это тело питает – уже не ограничивают сознание, неспособны повлиять на него.
Мы дышим воздухом, содержащим, как Вы сказали, молекулы и из дыхания Иисуса, и из дыхания Гитлера.
Да, это играет роль для бессознательного разума, неспособного различать принимаемую информацию. Практикуя йогу, мы как бы учимся перезаряжать молекулы воздуха. Освобождать их от нежелательной информации. Например, в Индии пребывание йога или садху вблизи своего Гуру считается благом еще, возможно, и потому, что на ученика благотворно действует дыхание учителя.
Подумайте вот о чем: чем дальше человек продвинется в практике, тем более положительную информацию будут нести выдыхаемые им молекулы. Специально заряженный воздух распространяется по всей Земле. Даже люди, не занятые никакими духовными поисками, вдыхают их – их разум понемногу активизируется. Видите – если хочешь изменить мир к лучшему, не надо бросаться ни в какой крестовый поход. Просто сиди и практикуй. Возможно, поэтому все больше людей постепенно проявляют интерес к духовным практикам. Меняется мировоззрение человечества в целом. Понимание истинной природы взаимоотношений Духа и тела проникает в науку, в искусство. Большинство известных физиков – глубоко духовные люди. А возьмите современный кинематограф – скажем, фильм «Матрица». Идея замечательная! Лучше и нельзя показать, как именно душа «загружается» в этот мир. Уже на основании этого фильма я могу судить, что человечество все лучше и лучше осознает эти идеи. Раньше таких фильмов не снимали. Кино – тоже способ чему-то научить, передать какое-либо послание.
Где-то сказано, что надо стремиться не к получению хорошей кармы, а к выходу за пределы кармы вообще.
Это верно. Плохая карма или хорошая – она в любом случае означает зависимость, привязывает душу к грубому миру. Кроме того, наши личные представления о том, что является хорошей кармой, могут быть ошибочными. Можно сказать, что не бывает плохой или хорошей кармы: карма – это карма.
То, что вы практикуете – искусство, позволяющее быть вне воздействия кармы. Это само по себе является столь сильной кармой, что смывает любую другую карму. Если оставаться под влиянием кармы, то не играет роли, что вы практикуете – практика всегда будет оставаться незавершенной. Важный опыт будет постоянно оставаться недопережитым, урок – непройденным до конца.
Как это связано со способностью останавливать дыхание?
Ну, скажем так, чем меньше вы вдохнете, тем меньше кармы – какой бы то ни было – получите.
А если йог умер, так и не успев при жизни достигнуть самадхи?
Его практика продолжится в следующей жизни. Можно даже сказать, что она будет продолжаться в период между смертью и новым рождением. Здесь надо упомянуть, что истинная практика пранаямы происходит в нашем воздушном теле – Вайю Шарира.
Воздушное тело – часть нашего грубого тела: самая тонкая, и вместе с тем самая мощная его часть. Когда человек умирает, его тело разлагается. Три элемента – земля, вода и огонь – сливаются с окружающей средой, а два – воздух и эфир – сохраняются как воздушное тело. Они несут самую значимую кармическую информацию – ту, которая определяет следующее рождение. Новое рождение – это когда воздушное тело вновь «обрастает» тремя остальными элементами.
Здесь я замечу, что именно поэтому в Индии предпочитают не хоронить умерших, а кремировать – предавать огню. Закопанное тело разлагается долго, «не отпуская» воздушное тело и задерживая перерождение. Можно сказать, что душа томится на могиле, ожидая, когда же, наконец, прежнее тело «отпустит» ее, разложившись окончательно.
Знаете, почему в кино и сказках привидений и духов обычно изображают в таком пугающем виде? Дело в том, что из-за блокировки каналов-нади воздушные тела большинства людей крайне несовершенны, неполноценны – как если бы у грубого тела отсутствовали какие-то конечности. При жизни из-за засорения каналов воздух и прана не поступают во многие части организма – поэтому и воздушное тело остается «недокормленным».
Йоги обладают огромным преимуществом. Благодаря пранаяме нади прочищаются, и воздушное тело становится интенсивным, содержащаяся в нем информация – однонаправленной, без примесей.
То есть, можно сказать, что даже вне физического тела, в период между рождением и смертью душа обладает телом?
«Тело» — обманчивый термин. Лучше сказать, что они обладают формой, цельностью.
Вы сказали, что практика продолжается после смерти, и что настоящая практика осуществляется в воздушном теле. Что это значит: душа практикует?
Если в течение вашей нынешней жизни вы всецело посвящали себя практике и выработали намерение, то это намерение в виде кармы сохраняется в воздушном теле. Так что да, можно это представить и так: душа практикует, пребывая в воздушном теле – ведь информация, содержащаяся в нем, связана с практикой. А что – в том мире условия для практики гораздо благоприятнее: грубого тела нет, не нужно делать перерывы на сон и еду – практикуй непрерывно…
Но все-таки для развития душе необходимо тело. При следующем рождении ваша практика продолжится – ведь именно с таким намерением душа рождается вновь.
Однако, воздушное тело после смерти утрачивает личность, самоидентификацию, имевшуюся у человека при жизни.
Если речь идет о воздушном теле йога, достигшего высокого уровня, его самоидентификация не будет утрачена.
Но максимальная цель – достигнуть уровня, при котором в физическом теле уже присутствует Дух, независимый от пяти элементов?
Да. После смерти этого тела Духу уже не надо будет перерождаться. Страх смерти отсутствует в таком человеке, и, можно сказать, что тело, пока оно есть, используется им для развлечения: для опытов, экспериментов, познания материального мира…
Необходимо помнить, что воздушное тело гораздо могущественнее грубого – будучи достаточно развитым, оно способно творить настоящие чудеса. У грубого тела есть границы, а воздух – здесь имеется в виду не только кислород, но и вообще любой газ – всепроникающий. Разотождествившись с грубым телом – покинув его – йог может пребывать где угодно посредством своего воздушного тела.
Считается, что душа обладает огромной силой. Она способна проникать в разум и тело: входить с ним в контакт, овладевать им. Вот откуда столько историй о злых духах, «вселяющихся» в людей. Не кажется ли вам, что и здесь все дело в дыхании: с одной стороны, оно индивидуальное, а с другой – оно повсюду, поскольку повсюду есть воздух. Обычный человек неспособен противостоять тому, что проникает в его разум посредством дыхания. «Слабое», неполноценное воздушное тело становится причиной того, что в физическое тело будет постоянно стремиться проникать посторонняя информация.
Существуют истории о йогах, которые, находясь в самадхи где-нибудь в пещере, одновременно вселялись в новорожденных или в тела находящихся при смерти, выполняли определенную миссию в этом теле – и возвращались в «свое» тело, в пещеру.
Да, это результат овладения определенными сиддхами. Индуисты верят, что душа «входит» в младенца при рождении с его первым вдохом. Ведь до этого, находясь в утробе, ребенок еще является частью матери, она дышит за него: он не обладает собственным воздушным телом.
Развитое воздушное тело действительно способно творить чудеса – ведь воздух повсюду. Воздушное тело – нечто вроде сверхтела: можно быть повсюду одновременно.
Значит, доступ к определенным уровням Вселенной зависит от плотности и силы воздушного тела?
Да.
В чем цель таких экспериментов?
Это дает вам осознание того, что вы не вполне тело, вы – дух внутри тела. Вы сможете сказать: «Я не тело, я – Аатма. Я меняю тела, как человек меняет одежду». Это даст вам огромное знание и бескрайнюю протяженность сознания.
Как насчет проникновения в тело мертвого человека?
Но он уже мертв. Бесполезно пытаться оживить мертвое тело.
***
Вы считаете, что физиологически тело готово к тому, чтобы задержать дыхание на пять минут?
Конечно, почему бы нет. Однако требуется некоторое время на то, чтобы убедить тело в этом. Приучить его к определенной сосредоточенности. Представьте: Вам к виску приставили дуло пистолета. Вы на сто процентов сосредоточитесь на дуле пистолета, не сможете думать ни о чем другом, забудете обо всех своих проблемах. Даже не будете замечать, дышите ли Вы или нет.
Необходим именно такой уровень концентрации?
О, это всего лишь пример.
Вы говорите, что нужно только убедить себя. Значит, человек с религиозным мышлением находится в более выгодном положении, чем остальные – он верит.
Но даже религиозному человеку нужно пройти этап убеждения, чтобы он смог поверить в Бога.
Значит, дело, по сути, в том, как найти правильную «кнопку»?
Да, найти правильное настроение.
Получается, кого-то убеждают годы тяжелого труда, а кого-то – простое «ты можешь»?
Но, скорее всего, и у того второго человека также позади годы тяжелого труда. Или даже не годы, а жизни…
И этим люди отличаются друг от друга?
Да.
Этот мир заключает в себе такое разнообразие людей, качеств, характеров. И тем не менее только единицы достигают совершенства в том, что они делают.
Возможно, это происходит потому, что общество действует на нас со дня нашего рождения. С первого нашего вдоха. Мы в каком-то смысле остаемся загипнотизированы этим воздействием и теряем способность мыслить свободно. Любой, кто менее загипнотизирован и может думать сам, начинает задавать вопросы. Большинство людей никогда ни о чем не спрашивают. Они покорно принимают всё, что дает им общество – и так же покорно расстаются со всем, что оно у них отнимает. Они принимают это как свой образ жизни. Думаю, что с самого начала они загипнотизированы, чтобы думать так или действовать так. Загипнотизированы на подверженность гипнотизированию.
Способность думать порождает способность задавать настоящие вопросы. И эти вопросы становятся настолько важными, что найти ответы на них будет для человека первостепенным делом. Он не сможет жить без этого. вот что такое намерение. Только благодаря этому становится возможен прогресс – иначе человека ждет стагнация.
Значит, Вы считаете, что ограничений для восприимчивости не существует – есть только неспособность эту восприимчивость использовать?
Именно так. И мы все время остаемся настолько привязаны к этой неспособности, что нам не хочется с ней расставаться.
Я думаю, что один из важнейших ограничительных барьеров – мысль, что наш организм, наша нервная система не готова принять все эти вещи.
Она готова. Роль практики лишь в том, чтобы убедить нас, что мы способны что-то сделать. Нам уже внушили множество вещей – в основном, что мы чего-то не можем – и чтобы преодолеть результаты этого внушения, требуется определенное время и усилие. Прыжок важен потому, что ты прыгаешь с одной определенной точки на другую. Вот, что придает прыжку важность: не столько достижение какой-то точки, сколько сам факт, что ты прыгаешь.
И только прошлый опыт мешает нам понять это?
Да. Если тебя постоянно будут ограничивать воспоминания о прошлом опыте, ты утратишь способность учиться, видеть и понимать новое.
Все, что мы зовем прошлым, когда-то было настоящим и будущим. Однако само наше тело – воплощение прошлого: оно создано из нашей прошлой кармы. Пока сознание ограничено физическим телом, оно всегда ориентируется на прошлое. Поклоняться прошлому – в нашей природе. Например, мы исповедуем религии, появившиеся тысячи лет назад.
Только выведя сознание за рамки телесных ограничений, мы обретем способность ощущать настоящее. И только пребывая в настоящем, мы обретем свободу выбирать свое будущее. Пока мы отождествляем себя с телом – у нас нет выбора: мы заложники кармы.
Единственная проблема человеческого разума связана с тем, что тела рождаются и умирают. Отсюда важнейшая привычка нашего разума: принимать все как имеющее начало и конец. Однако есть силы, к которым это неприменимо – они не имеют начала и конца. Выйдя за пределы обусловленности физическим телом, вы начнете понимать, как все обстоит на самом деле.
Человек стремится увидеть у всего начало и конец, поскольку у самого человека есть начало и конец. Пустота не имеет границ. А например, что представляет из себя эта комната? Пустота, которой мы придали границы. Мы пытаемся поймать пустоту, придать ей границы. И нам кажется, что благодаря этому пустота стала понятной, знакомой, «своей». Человек, ограниченный телом, пытается создать собственное пространство из ничего: создает границы, создает «себя».
А у мироздания нет границ?
Нет.
Все границы – иллюзорны?
Можно сказать, что они реальны – пока мы находимся на том уровне сознания, который подвластен этим границам. Есть личностные, социальные, политические границы. В конце концов, есть физические законы, ограничивающие возможности нашего тела – например, гравитация. Эти границы необходимо понять. Если не знать о существовании границ – от этого они не перестанут существовать.
Каждый стремится расширить «свои» границы, простереть их до горизонта.
Но горизонта не существует. Это лишь точка зрения.
Да! Именно точка зрения и создает границы.
Даже не задумываясь над этим, подсознательно мы все равно ощущаем, что все преходяще: сегодня что-то есть – а завтра этого уже может и не быть. В том числе и нас самих. И поэтому лихорадочно ищем что-то, что даст нам чувство постоянства. Поиск бессмертия заложен в нас – просто мы ищем в неверном направлении. Мы цепляемся за идею Бога, поскольку кто-то сказал нам, что Бог вечен. Но, возможно, и Бог – лишь продукт массового самовнушения.
Пока наше сознание ограничено телом, то идея бессмертия ограничена бессмертием тела. Любыми способами обессмертить себя: пусть не удастся жить вечно – но хотя бы остаться навеки в памяти людей, продолжить себя через своих потомков. Инстинкт продолжения рода напрямую связан со страхом смерти.
Планета Земля, с нашей точки зрения, вечна – поскольку ее временные масштабы для нас невообразимо огромны. Однако и ее бессмертие – лишь предположение. Тем не менее, люди появляются и исчезают, а Земля существует. Поэтому люди и рвутся к власти, стремятся стать королями и президентами – они хотят владеть землей, быть сопричастными ее вечности. Но на самом деле не они овладевают землей, а она ими.
Вечно лишь сознание?
Да, сознание, присутствующее в каждом из нас – капля великого сознания: Сознания Пустоты.
Во многих книгах сказано, что ступившему на духовный путь необходимо стремиться к выходу за пределы своего разума.
На самом деле подобная формулировка – «выйти за пределы разума» — может сильно сбить с толку. Правильнее сказать «выйти за пределы нынешнего состояния разума». Разум следует развивать – дальше тех пределов, которые существуют сейчас.
Гуруджи, целью является освобождение души из-под контроля ума. Верно?
Для начала ваша цель – развивать свой оцепеневший разум, который на 98 процентов спит. Пока ваш разум не начнет развиваться, не проснется, что вы можете знать? Помните: тело и ум взаимосвязаны. Практика йоги начинается с тела – а значит, и с ума.
Часто можно встретить наставление: разрушить личность, разрушить эго, очистить разум и стать пустым медитирующим пространством.
Но если вы не знаете, что из себя представляет ваш разум – как вы сделаете его пустым? Знать свой разум – гораздо важнее. Существует и другое наставление: медитируйте – но помните о медитирующем! А скажите мне, что это значит? Кто является медитирующим?
Мы сами – медитирующие. Мы как личности.
Мы говорим о границах – но прежде чем разрушать их, надо понять, какие можно разрушить, какие нет. Если изначально нет границ – от чего вам отталкиваться? Ощущение бытия проявляется через ум. Древний философ сказал: «Я мыслю – значит, существую». Все исходит из «я». Однако религии велят подчинить это «я» какому-то неведомому богу, и таким образом путь к духовному развитию оказывается перекрыт.
Разрушить эго? Но именно эго, присвоив ощущение бытия, думает: «я существую». Как можно сразу же взять и выкинуть ощущение бытия? Нельзя отрицать свое существование как тела и ума. В Бхагавад-Гите Кришна говорит: «Я – все чувства, я – разум». Разум – не нечто чуждое Духу, отдельное от него и враждебное. В своих комментариях к «Йога-Даршане» я написал, что разум и дух едины. Если почитать индуистскую литературу, сознание делится на четыре части: Читта, Буддхи, Манас и Ахамкара. Современные психологи дают более упрощенную классификацию: сознательное и бессознательное. Но что бы это ни было – это все разум. Все это сумма частей вашего разума. Все равно, что ваши руки, ноги, нос – вроде бы отдельные органы, но при этом все они – Вы в целом.
Сколько философов и проповедников ополчилось на разум! Большинство учений призывает: преодолейте свой разум, победите его, обуздайте, умертвите! Почему они не призывают изучать его? Только изучив разум, можно что-либо с ним сделать. Познав свой разум, свое эго, познаешь и себя. А все только и делают, что накидываются на эго с саблями. Зачем? Возможно, мое эго – пока что мой единственный друг. Сначала надо познакомиться с ним поближе.
Разрушить эго, личность человека стремится лишь тот, кто желает превратить этого человека в раба. Взять к примеру вайшнавов: они часто используют в своих именах приставку «дас» — «раб». «Мы – рабы Кришны», — говорят они. Но Кришне не нужны рабы, он никогда не хотел никого порабощать! Он не требует от них рабской покорности – его почитатели сами готовы превратить себя в рабов.
Мощный ум – это не плохо. Мощное эго – тоже не всегда плохо. Только умные люди могут заниматься йогой – хотя все считают себя умными. И благодаря мощном эго у людей достаточно амбиций, чтобы приложить усердие, стремясь к достижениям в духовной сфере.
Если вы исповедуете христианство – то вы делаете это прежде всего при помощи разума. Исповедуете ислам – тоже разумом. И точно так же разум является основным инструментом для йогической практики. При этом он является как ее инструментом, так и предметом: йога – это способ развить свой разум, поняв его истинную природу. Хотя верующим, как правило, трудно представить, что вера идет от разума. Разум – универсальный инструмент. Наслаждаемся ли мы материальными благами или испытываем духовное наслаждение – мы делаем это посредством разума. Наслаждается наш ум!
Возможно, когда люди, говоря: «Бог наверху», показывают на небо, они показывают не туда. Им следует показывать на свою голову. Вы знаете, мне нравится перефразировать Библию – я часто это делаю. В Библии сказано: «И Бог создал человека по своему образу и подобию». Я скажу: «И человек создал Бога по своему образу и подобию».
То есть, у каждого человека есть свой собственный бог, похожий на него самого?
Да, это так! Но в Библии есть еще одна хорошая фраза: «Просите, и дано вам будет. Стучите, и отворят вам». Это очень важно, поскольку никто не задает вопросов – и поэтому никто не получает ответов. Люди просто не знают, что нужно задать вопрос – им не хватает ума. Не отворяют тем, у кого не хватает ума постучать. Об уме человека вообще гораздо легче судить по его вопросам, чем по его ответам. Правильно поставленный вопрос уже обусловливает правильный ответ.
Мне кажется, что поиски истины начинаются с первого вопроса: «Почему это произошло?» Поиски Бога начинаются с вопросов о нем. Бог – это большой вопросительный знак. Целью духовного путешествия является обретение Духа – но начинает это путешествие разум.
Но пока мы не постигнем внутренне, что такое разум и сознание, эти слова останутся пустым звуком – «разум», «сознание». Уж если мы даже не знаем, что такое дыхание – вполне материальная вещь, то как мы можем при помощи разума понять разум, который не материален?
Сначала разум необходимо очистить – тогда станет видно его устройство, и только тогда станет ясно, что именно в нем следует менять. Если он засорен настолько, что не виден – что там можно изменить? Только очищенный разум начинает развиваться. Если вы поймете, что изменять там ничего не надо – развитие пойдет быстрее. Ваше мировоззрение, мышление, реакции станут другими. С практикой ваш разум, ваша личность, ваше эго, очищенное, станет вашим другом и союзником – ведь у вас появится способность к различению.
Ко мне как-то пришел один бенгальский юноша. Я спросил: «Чего ты хочешь?». Он ответил: «Хочу стать единым целым с Шивой и Шакти, слиться с ними!» — «Почему?» — «Потому что они – наши отец и мать». Тут я спросил: «У тебя есть отец и мать?» — «Да» — «А ты можешь слиться с ними, стать с родителями единым целым? Нет? Так вот, ты не можешь стать единым целым даже с родителями, которых хорошо знаешь, с которыми живешь под одной крышей. Как же тебе удастся слиться с родителями, которых никогда не видел, с которыми незнаком?»
Даже если ваше сознание сольется с сознанием Времени-Пустоты, индивидуальность сохранится. Пока есть тело – есть и индивидуальность. Сохранится интеллект, берущий на себя повседневные задачи – ведь вы по-прежнему живете в материальном мире.